Горожане часто жалуются на то, что коммерческие компании паркуют во дворах домов грузовики, такси и фургоны. Десятки автомобилей могут отстаиваться в жилых зонах неделями, занимая гостевые парковки, тротуары, а также свободные места, предназначенные для личных машин жильцов. Таким образом многие фирмы, в том числе и иногородние, экономят на платных стоянках. Министерство транспорта Российской федерации подготовило приказ, который должен прекратить нецелевое использование придомовых территорий.
Приказ суров
С 1 января 2020 года вступают в силу обновленные требования к эксплуатации дорожной городской сети коммерческим транспортом. В трех городах федерального значения (в Москве, Петербурге и Севастополе) юридическим лицам, в том числе и индивидуальным предпринимателям, запрещается оставлять машины внутри жилых зон. Под действие приказа попадает небольшой коммерческий транспорт массой меньше 3,5 т. В основном это «Газели», «Соболи», Ford Transit, Volkswagen Transporter и прочие небольшие грузовички, а также грузовые фургоны на основе легковых платформ. Такие машины используются в основном для снабжения магазинов и прочих торговых точек. Кроме того, коммерческим транспортом считается и такси, в том числе и оформленное на индивидуальных предпринимателей, а также машины каршеринга. Их теперь разрешается бесплатно оставлять только на специализированных платных паркингах вдоль дорог.
С грузовиками дело обстоит хуже. Им предписывается ночевать только на специализированных площадках или на платных стоянках, подготовленных городскими властями. В первое время таких мест будет не хватать, однако владельцам коммерческого транспорта предлагают самим позаботиться о законном месте для машины. Исключение сделано только для пассажирских фургонов массой не более 3,5 т, оформленных на частных лиц.
Кто должен штрафовать?
«Приказ подписан, однако над его реализацией еще стоит поработать, потому что пока не определен механизм исполнения этого предписания, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — С одной стороны, проблема парковок в жилых зонах беспокоит местных жителей, и несправедливо, что коммерческие фирмы используют дворы для отстоя транспорта. С другой, неясно, как и кто начнет контролировать деятельность предпринимателей. Ведь сотрудники ГИБДД исключаются из этой схемы».
Дело в том, что в правилах дорожного движения нет прямого запрета на парковку в жилых зонах автомобилей с полной массой меньше 3,5 т. Нет там и градации юридической принадлежности транспорта. Запрет Минтранса проходит не как изменения в ПДД и не как дополнения в автомобильные статьи КоАП РФ, он оформлен прямым приказом по эксплуатации дорожной сети. А значит, контроль над исполнением могут осуществлять только надзорные органы, такие, как транспортная прокуратура, а также городские префектуры или особые отделы муниципальных администраций.
Опыт есть
В Подмосковье уже есть подобный опыт: с 2016 года действует запрет на парковку коммерческой техники во дворах. Статья 6.22 Кодекса Московской области об административных правонарушениях под названием «Нарушение требований к размещению транспортных средств» гласит, что размещение (за исключением погрузки или разгрузки) и хранение транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов (за исключением прицепов к легковым пассажирским транспортным средствам), на дворовых и внутриквартальных территориях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Процедура исполнения этого требования сложна. Сначала в городскую администрацию должна поступить жалоба от граждан с доказательствами факта хранения транспорта, затем жалоба рассматривается должностными лицами в присутствии владельца грузовой техники, потом выносится решение, которое можно оспорить в суде.
В городских администрациях пока нет особых отделов, которые смогут оперативно реагировать на каждый факт неправомерной парковки, хотя, возможно, эти функции будут переданы в ЦОДД. Поэтому только от настойчивости жильцов будет зависеть, избавятся ли их дворы от коммерческой техники.
Смотрите также:
- Стоимость парковки мотоциклов и скутеров в центре Москвы составляет 50 рублей в час →
- В Москве могут появиться пешие инспекторы, фиксирующие нарушения парковки →
- Зачем столько льготных парковочных мест? →