С наступлением теплой погоды в европейской части России начался сезон автомобильного туризма. Такой вид отдыха широко распространен во многих странах мира, однако большинство людей в России пока относятся к нему прохладно. Эксперты рассказали aif.ru, чего не хватает отечественному автотуризму, чтобы стать любимым видом отдыха россиян.
Плюс автотуризма
Это касается даже Крыма, все прелести которого гораздо легче оценить на собственном транспорте, несмотря на активное развитие инфраструктуры в регионе, отметил Антон Шапарин. «Когда люди знают, чего они хотят от отдыха, то очень ценят мобильность и свободу в решениях. Так отпуск проходит гораздо более качественно, чем когда человека сажают в отель, и может быть, он пару раз куда-то сходит на экскурсии. Казалось бы, это очевидные вещи, но многие этого не осознают, пока сами не попробуют», — добавил он.
Минусы автотуризма
Однако на пути мечты автотуриста встает такое количество препятствий и сложностей, что опыт путешествия на своей машине рискует стать травмирующим, предупреждает Шапарин. «Начнем с того, что цены на автомобили последние годы резко выросли, хотя это не главная проблема. Получить позитивные впечатления можно и на старом недорогом авто, главное подготовить его к длительной поездке. Главное, что портит отдых — это высокие тарифы на платных дорогах и вопиющие недостатки инфраструктуры», — подчеркнул эксперт.
Согласно опросу общественного мнения, который провел среди российских водителей Национальный автомобильный союз, большая часть из них (58%) негативно относится к платным дорогам из-за высоких тарифов на проезд. «Уже в прошлом году все платные участки на самой популярной у отдыхающих трассе М4 “Дон” от Москвы до Краснодара стоили дороже, чем билет на другие виды транспорта. И это даже без учета амортизации самого автомобиля», — подсчитал Шапарин.
В 2024 году тарифы на трассе М-4 «Дон» дополнительно выросли на 6–20%. Сильнее всего, до 120 рублей, подорожал участок в объезд Воронежа. В результате путь из Москвы до Краснодара на легковом автомобиле обойдется в 3,6–4,7 тысячи рублей в зависимости от дня недели и наличия или отсутствия транспондера.
Также опрос показал, что водителей нервируют многочисленные камеры фотовидеофиксации нарушений, хотя половина респондентов (52%) согласилась с тем, что они снижают аварийность. Вторая половина водителей считает эти устройства бесполезными (40%) и даже вредными (6%).
Кроме камер, настроение автотуристам могут испортить коррумпированные представители дорожной полиции. До четверти опрошенных заявили, что сталкивались с ними в Южном, Центральном и Северо-Кавказском округах, которые особенно популярны у отдыхающих. В остальных регионах жалоб на коррупцию меньше.
«Вдобавок ко всему, даже на платных трассах АЗС с качественным топливом встречаются редко, и очереди на заправку в сезон могут достигать полутора часов. В результате посещения некоторых придорожных отелей и общественных туалетов вполне можно получить психологическую травму. Проблемы на этом не заканчиваются, потому что автотурист не просто едет, а едет куда-то — к морю, в горы или к достопримечательностям. А там не всегда готовы принять и обслужить автомобилистов. Критически не хватает инфраструктуры», — считает эксперт.
На решение проблем правительству нужны серьезные траты, а также тщательных контроль за расходованием средств. Только в этом случае путешествовать по России на своей машине станет приятно и безопасно, заключил Антон Шапарин.
Как решить проблемы автотуризма
На днях правительство РФ утвердило двухэтапную концепцию развития автомобильного туризма до 2035 года. В Минэкономразвития заявили, что знают о проблемах и чаяниях автотуристов, а первые результаты реализации утвержденной правительством концепции развития отрасли появятся уже в 2024 году.
По словам заместителя министра экономического развития РФ Дмитрия Вахрукова, раньше за дороги, туризм и объекты инфраструктуры отвечали разные ведомства, которые работали независимо друг от друга. Но теперь они будут координировать свою деятельность ради общей цели сделать автотуризм важной составляющей туристического рынка России.
«Наша задача в рамках подготовки Концепции заключалась в том, чтобы они работали совместно. То есть путешествие по России на автомобиле было безопасным, комфортным и интересным, при этом туристы могли получать качественные сервисы и услуги на всем маршруте следования, включая бесперебойную связь и интернет», — пояснил Дмитрий Вахруков.
Так, совместно с Минтрансом и регионами Минэк работает над решением вопросов по ремонту, реконструкции и строительству приоритетных для развития туризма автомобильных дорог. На этих дорогах построят новые многофункциональные зоны, которые помимо АЗС и стоянки предложат туристам мотель или гостиницу, кафе или ресторан, магазины, станции техобслуживания, детские площадки и даже медицинские пункты.
«Совместно с туристическим бизнесом прорабатываем новые туристические продукты для автотуристов. На национальном туристическом портале Russia.Travel у нас уже размещены 35 маршрутов для путешествий на автомобиле по всей стране. В работу сегодня активно включаются федеральные ведомства, регионы и туристический бизнес. Первые результаты реализации Концепции туристы увидят уже в этом году», — пообещал Дмитрий Вахруков.