Плати свободно. Что такое Free flow на автомобильных трассах?

Сергей Киселев / АГН Москва

С запуском системы Free flow («Свободный поток») на ЦКАД «Автодор» и Министерство транспорта столкнулись с рядом трудностей, которых ранее не существовало на платных магистралях. Часть автомобилистов, пользуясь пробелами в законодательстве, игнорируют требования правил проезда по платным дорогам и накапливают большое количество долгов. Это привело к тому, что 30% пользователей ЦКАД не оплачивают проезд. Новый законопроект, разрабатываемый сейчас министерством транспорта и компанией «Автодор», позволяет закрыть образовавшиеся законодательные «пробелы» и определяет наказание за нарушения пользования платными участками. Этот же документ разрешает администрирование нарушений Ространснадзору.

   
   

Что такое Free flow?

С момента запуска в эксплуатацию ЦКАД зафиксировано более 12 млн проездов. Автомобилисты при пользовании трассой не видят перед въездом шлагбаумов и пунктов оплаты, которые часто тормозят поток и создают пробки. Единственная пока в России система Free flow позволяет проезжать трассу свободно. Большое количество камер по пути следования объединены в облачную систему, которая ведет контроль за потоком транспорта и с высокой точностью определяет маршрут единичных автомобилей и количество пройденных ими километров.

В течение пяти дней водители могут самостоятельно зайти на сайт платной трассы и посмотреть какой счет выставил «Автодор». Однако не все граждане оплачивают проезд вовремя. Около 30% счетов остаются не погашенными автовладельцами даже несмотря на то, что с 10 января 2021 года действует статья 12.21.4 КоАП РФ, согласно которой за неоплату проезда Free flow вводится штраф для владельцев легковых машин — 1,5 тыс. руб., а для собственников грузовиков и автобусов — 5 тыс. руб.

По информации «Коммерсант», данная статья кодекса пока не работает из-за того, что постановления должен выносить Ространснадзор, а за агентством еще не закреплены на это полномочия.

Закон примут к осени

Проект постановления правительства с «правилами взимания платы за проезд по платным автодорогам общего пользования федерального значения», разработанный Минтрансом и госкомпанией «Автодор», находится в Аналитическом центре при правительстве РФ. Он устраняет многие правовые неточности и закрепляет норму, согласно которой при проезде ЦКАД и аналогичных дорог у водителей есть право вносить деньги в течение пяти суток.

Тем самым на водителей будет возложена задача следить через сайт «Автодора» за своими счетами и вовремя из закрывать. Сейчас автомобилистам рассылаются письма с сообщениями о необходимости оплатить долги. Штрафы пока не начисляются.

Уже к 1 сентября постановление может вступить в силу, и система Free flow станет самой удобной формой оплаты проезда по платным дорогам в России.

   
   

Какие еще способы оплаты существуют?

Наибольшее распространение в России получил способ оплаты непосредственно у шлагбаума. В соответствие с постановлением правительства № 18 от 19.01, на автомагистралях М-4 «Дон», М-3 «Украина» необходимо просто остановиться рядом с окошком кассира и передать деньги наличными или протянуть банковскую карту. Автомобилист оплачивает проезд по всему участку сразу и при этом неважно, сколько он проедет.

На некоторых участках трассы «Дон» работает открытая система расчета. При проезде ПВП (пункт взимания платы) однократно вносится фиксированная сумма и водитель получает возможность ездить по участку неограниченное время. Иногда время пользования трассой ограничивается 12 часами без учета километража.

Если машина находится на скоростной магистрали более 12 часов, то проезд придется оплатить повторно, даже если она стоит на площадке отдыха.

Для оплаты можно также применять транспондер, который привязан к банковскому счету. Для этого при проезде ПВП необходимо выбрать специальный коридор, оборудованный считывающим оборудованием.

На автомагистрали М-11 «Москва — Санкт-Петербург» действует система оплаты закрытого типа. При въезде на скоростную дорогу нужно взять талон, а при выезде с магистрали показать его контролеру и оплатить. Здесь учитывается пройденное расстояние. Если водитель повредил или потерял талон, то оплатить проезд придется по максимальной ставке.

Если автомобиль оснащен прибором Т-Pass, то оплата снимается автоматически.