Мост в Удмуртию. Готов ли российский бизнес сотрудничать с государством?

Идея ГЧП - сотрудничество власти и бизнеса на стройках века «с социальным акцентом». Например, строительство дорог, аэропортов, крупных спортивных объектов. Модель ГЧП выгодна государству, так как уменьшает нагрузку на бюджет. Инвесторы же получают стабильный и прогнозируемый доход. Риски тоже делятся пополам. 

   
   

За последние 10 лет проектов ГЧП было немало. Это и реконструкция аэропорта «Пулково» в Санкт-Петербурге, и скоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург, и проекты в сфере ЖКХ и медицинской отрасли. Сейчас крупная стройка идёт в Удмуртской Республике - там возводят мостовую переправу через реки Кама и Буй. Она особенно важна для жителей Камбарского района: сейчас они вынуждены добираться до других районов только с помощью автомобильных паромов в период навигации и ледовых переправ зимой. Длина моста через Каму составит более 1000 м, через Буй из Камбарки в Башкирию - 200 м. Ещё два небольших моста появятся дальше - через мелкие речушки. Работы планируется закончить осенью следующего года. Глава Удмуртии Александр Соловьёв назвал точную дату - 20 сентября 2016 года. Стоимость проезда не будет дороже переправы на пароме - порядка 200-250 рублей. Предполагается, что мост окупится за 25 лет. 

Движение транспорта в этом районе, а также в Башкирию и Татарстан станет бесперебойным. Расстояние между Ижевском и Уфой сократится до 347 км и будет занимать не 9 часов, а 6. Дорога из Москвы до Екатеринбурга сократится на 220 км. Новый проект «подтолкнёт» и малый бизнес. Вдоль трассы появятся новые автозаправочные станции, мастерские, кафе, гостиницы...

Эта мостовая переправа - первый региональный проект ГЧП. Финансируют его ВТБ и Удмуртская Республика. На счету банка строительство аэропорта «Пулково», больницы и крупных дорог. «Деятельность ГЧП в области инженерно-транспортной инфраструктуры быстро набирает ход в нашей стране, и я уверен, что скоро мы выйдем на уровень лучших мировых практик», - говорит зампред банка Михаил Осеевский.

Увы, в России модель ГЧП ещё неидеальна: есть недостатки в законе, страх бизнеса перед долгосрочными проектами. Но без частного сектора государство просто не потянет строительство крупных социальных объектов. Это партнёрство нужно делать выгодным и для государства, и для бизнеса, и для людей.

Смотрите также: