Изменения в правилах дорожного движения (ПДД) позволили создавать новые типы светофоров с дополнительными функциями. Эти устройства должны упростить движение пешеходов, велосипедистов и людей на средствах индивидуальной мобильности. Как будут выглядеть эти устройства и что за новые секции у них появятся?
Что добавилось?
Изменения в правила дорожного движения были внесены постановлением правительства, которое должно вступить в силу 1 марта 2023 года. Проект этих изменений готовился Министерством транспорта России в течение нескольких лет и предполагал появление новых государственных стандартов в области дорожной инфраструктуры. Дополнительные поправки внесены в ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р 52290, которые регулируют правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. Тем самым была подготовлена законодательная база для появления более безопасных светофоров.
Дорожные светофоры должны получить новые секции, информирующие о движении людей, велосипедистов или самокатчиков по пешеходным дорожкам. Они будут изготавливаться в виде световой секции с изображением силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета. Стрелка расположена под светофором и показывает водителям, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен разрешающий световой сигнал, разрешающий движение пешеходам. То есть водитель должен быть готов пропустить людей на зебре и только после этого завершить поворот. Если тротуар сопряжен с велодорожкой, то секция будет иметь изображение самоката или велосипеда.
Появление дополнительной секции было вызвано необходимостью обезопасить людей на проезжей части.
Зачем нужны нововведения?
В мегаполисах на крупных перекрестках до сих пор применяются светофоры со специальными секциями, которые разделяли потоки транспорта и людей. Эти устройства имели несколько режимов движения, направляющих автомобили сначала прямо, потом налево или на разворот. Для этого зажигались стрелки, разрешающие поворачивать, а потом уже для всех транспортных средств, передвигающихся в перпендикулярных направлениях, включался красный свет и активировались секции с зеленым изображением пешехода.
На первый взгляд, эти светофоры намного безопаснее, чем обычные, однако на некоторых небольших перекрестках внутри жилых районов они превращались в проблему.
Люди на желали ждать активации секции с зеленым человечком и перебегали через дорогу перед стоящим транспортом. Иногда это заканчивалось трагически. Поэтому было принято решение ввести новый промежуточный тип светофора, который бы разрешал движение не только машинам, но и пешеходам, а для безопасности их движения перед водителями должны устанавливаться новые информирующие секции, предупреждающие о пешеходах или велосипедистах.
Такие светофоры уже работают в Москве. В порядке эксперимента с 2020 года их установили на нескольких улицах. Водители видят секции с белым человечком и знают, что справа или слева за поворотом нужно готовиться к встрече с пешеходами. Такие секции устанавливались в основном на сети дорог районного значения, где интенсивность движения невелика, из-за чего водители могли беспрепятственно пропустить нескольких человек, не создавая затора.
Эксперимент признан удачным, и новые светофоры с марта 2023 года могут устанавливаться по всей стране.