Асфальт асфальту рознь. Как ремонтируют дороги в регионах?

Анна Левина / АиФ

Использование передовых технологий при строительстве и ремонте дорог  одна из главных задач национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Причём в разных регионах должны применяться разные решения  с учётом климата, особенностей рельефа и почвы. Для укладки асфальтового покрытия в Сочи нужны одни технологии, а в Мурманске  другие.

   
   

Специалисты отрасли предлагают использовать новые, но уже проверенные на федеральных трассах разработки. Самыми востребованными в регионах при проведении работ в рамках нацпроекта оказались технологии холодного ресайклинга, объёмного проектирования асфальтобетонных смесей и устройства тонких слоёв износа, а также использование геосинтетических материалов и щебёночно-мастичного асфальтобетона.

Регионы заинтересованы, чтобы асфальт простоял подольше, и уже половина контрактов на ремонт дорог в рамках по нацпроекту предусматривает использование современных методов и материалов.

Снять и измельчить

Заполярный климат  непростое испытание для дорожников. Экстремально низкие температуры для асфальта губительны, частичный ремонт в этих климатических условиях крайне нежелателен, а для замены дорожного покрытия времени слишком мало. То есть отремонтировать дороги нужно быстро, основательно и надолго. 

Решением стала технология холодного ресайклинга. По ней существующее асфальтобетонное покрытие и слой нижележащего материала измельчают и перемешивают, добавляя связующие материалы. В результате получается прочное однородное дорожное основание, на которое позже укладывается новое асфальтобетонное покрытие.

В Мурманской области таким образом значительно увеличили срок эксплуатации дорожного покрытия на подъезде к пос. Никель (3 км) и участках автодороги Заполярный  Сальмиярви (9 км).

«В регионе в этом сезоне особенно активно применяется метод холодной регенерации  он повышает износоустойчивость отремонтированного полотна. Нам важно, чтобы северные магистрали служили людям и экономике как можно дольше»,  отмечает министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Артём Гришин.  

   
   

Впрочем, технологию холодного ресайклинга используют не только на Севере. Дорожники Нижегородской области отремонтировали так 3-километровый участок трассы Тоншаево  Ошминское  Кодочиги. А всего в регионе, по словам министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Павла Саватеева, в этом году с применением данной технологии планируется отремонтировать 264 км дорог.

Состав под климат

Другую методику применяют при ремонте трассы Петропавловск-Камчатский — Мильково в Камчатском крае. Это первый участок в регионе, который ремонтируют по технологии объёмного проектирования асфальтобетонных смесей. Здесь асфальтобетонная смесь состоит из минеральной части, нефтебитума, а также специальных добавок, улучшающих качество. За счёт этого крепче становится сцепление каменных материалов с битумом.

«Система объёмного проектирования хороша тем, что разработка качественного состава асфальтобетонной смеси идёт собственными силами. То есть если раньше это всё было ГОСТировано и везде клали одинаковый асфальт, то сейчас под материалы, которые мы имеем, мы подбираем зерновой состав. Под нашу дорожно-климатическую зону подбираем нефтебитум и в него вмешиваем добавки», — пояснил инженер-лаборант Андрей Синельников.

По завершении работ этот отремонтированный по-новому участок будут тщательно изучать. И выводы относительно того, насколько новое покрытие долговечнее, сделают только через год.

«Будем проверять такие параметры, как трещинообразование, стойкость к нагрузке от грузовой техники, колейность, а также устойчивость к непростым климатическим условиям Камчатки,  пояснил врио министра транспорта и дорожного строительства Камчатского края Владимир Каюмов.  Если опыт окажется положительным, начнём применять метод серийно  и на дорогах регионального значения, и на городских трассах».

В горах без решётки не обойтись

Современные технологии дорожного ремонта применяют и в Северной Осетии. Здесь используют геосинтетические материалы. Завершили капитальный ремонт дороги  обхода города Дигора (4,5 км), отремонтировали очередной участок автодороги Моздок  Чермен  Владикавказ.

«На объектах нацпроекта используются современные геосинтетические материалы, которые продлевают срок службы дорог,  рассказал председатель комитета дорожного хозяйства РСО-А Тариэль Солиев.  Геосетка предотвращает появление трещин на проезжей части. Георешётка препятствует сползанию грунтов со склонов на дороги, что очень актуально для горной республики».

Кстати
Повышение качества дорожных работ – один из приоритетов нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Для этого создан Реестр новых технологий и материалов, в котором более 300 технологий, 162 конструкции, 310 регламентирующих документов дорожной отрасли.