То тут, то там движение автомобиля замедляется, а навигатор сообщает: «Впереди ремонт дороги». К этому надо быть готовым заранее, ведь лето — время решения одной из двух вечных российских проблем. Причём ремонты идут не только на федеральных трассах.
Развитие сельской местности напрямую зависит от того, есть ли там хорошие дороги. Они обеспечивают как экономические связи, так и доступность образования, здравоохранения, соцобслуживания.
В нынешнем году работы идут на 6 тыс. объектов. Общая протяжённость дорог, построенных и отремонтированных в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», составит 473 км.
Как в регионах страны реализуется нацпроект, первейшая цель которого — «увеличение доли региональных дорог, соответствующих нормативным требованиям»?
Кузбасс. Первый ремонт за 44 года
В Крапивинском муниципальном округе завершается ремонт 7-километрового участка дороги Панфилово — Крапивинский — Борисово. Её построили в 1976 году, и за все эти 44 года ни разу основательно не ремонтировали.
Работы начали с конца участка, самого разбитого и при этом проходящего по селу отрезка. За август здесь уложат верхний слой покрытия, укрепят щебнем обочины, заменят дорожные знаки и барьерное ограждение на подходе к мосту.
Уже сейчас сельчане довольны. По словам молодой матери, жительницы Борисова Регины Глотовой, передвигаться стало гораздо проще. «С коляской было неудобно пересекать дорогу, кочки, ямки объезжать приходилось. А сейчас нормально, удобно, легче катить коляску», ― поясняет она.
Полностью 17-километровую дорогу приведут к нормативному состоянию за 3 года.
В 2021-2022 годах планируется отремонтировать ещё 10 км дороги. Это будет первый основательный ремонт с момента открытия движения по ней.
А всего до конца строительного сезона, как сообщил губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв, в области построят и отремонтируют 300 км дорог. «Контролируем, чтобы работы на всех этапах выполнялись качественно, с учётом особенностей ландшафта и сибирского климата», — добавил он.
Контролируют качество работ, идущих в области в рамках нацпроекта, и федеральные аудиторы.
Владимирская область. К бабушке в деревню без тряски
Новое дорожное покрытие, а также укреплённые обочины появились на двух участках трассы Судогда — Чамерёво, их общая протяжённость — 5,7 км. Эта трасса — единственное сообщение с районным центром, городом Судогдой, для жителей близлежащих сельских населённых пунктов.
«Я часто езжу на своем автомобиле в райцентр или близлежащий магазин. И как водитель могу сказать только спасибо за нормальную дорогу, без трещин и ям. И машина целее, и настроение лучше», ― поделился житель деревни Лаврово Александр Иванов.
«Ездим к бабушке с дедушкой в деревню Лухтоново на автобусе. Часть дороги Судогда — Чамерёво была не то чтобы разрушенной, но тряска транспорта из-за колдобин ощущалась. Сейчас едешь как по маслу. Плюс к этому установили новые автобусные остановки. Очень удобно», ― рассказала жительница райцентра Евгения Павлова.
В Петушинском районе в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтировали проблемный 2-километровый участок трассы М-7 «Волга» Вольгинский — Перново. Там было много ям и провалов, на что жители не раз жаловались в местную администрацию. Теперь основание дороги выровняли, уложили новое покрытие из асфальтобетона и укрепили обочины.
А всего в этом году в регионе, по словам вице-губернатора Романа Годунина, должны привести к нормативу 16 участков региональных трасс общей протяжённостью 54 км. Средства по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» направлены на ремонт 49 объектов.
Ремонт проходит в том числе на дорогах Владимир — Муром — Арзамас, Владимир — Юрьев-Польский — Зелени и Владимир — Юрьев-Польский — Переславль-Залесский, а также на двух автодорогах Суздаля: по улицам Толстого и Пушкарской.
Липецкая область. Трасса «федерального вида»
С опережением графика отремонтировали два региональных участка: на дороге Яркулово — Малей и на трассе Верхний Телелюй в Грязинском районе.
«Только положительные отзывы мы слышим от жителей села», ― говорит глава Верхнетелелюйского сельсовета Людмила Сушкова.
Раньше, поясняет она, начиная с советских времён, здесь делали лишь ямочный ремонт. «Сейчас, когда перед нами эта прекрасная дорога, которая имеет федеральный, не побоюсь этого слова, вид, мы все очень рады и благодарны всем, кто принимал участие в ремонте, за их чёткий и качественный труд», — добавляет глава сельсовета.
Костромская область. По асфальту, а не по булыжникам
Несмотря на ситуацию с коронавирусом, ремонт дорог в области начали раньше запланированных сроков, и сейчас, по данным Министерства транспорта, объёмы выполненных работ в Костромской области превышают среднероссийские показатели.
На лето были запланированы ремонтные работы на 5-километровом участке дороги Пыщуг — Павино. Ремонтируют также подъезд к селу Верхнеспасскому Пыщугского района.
А подъезд к селу Борок Буйского района не ремонтировался с 1980-х. Для его жителей добраться до дома было испытанием: дорога имела переходный тип покрытия, т. е. ездили не по асфальту, а по камням. Благодаря нацпроекту её приводят в нормативное состояние, по сути, строят нормальную асфальтированную трассу. Вернее, уже построили: работы по асфальтированию завершены, и даже установлены дорожные знаки и автопавильон.
«Работы ещё не закончены, а подъезд к селу уже не узнать, ― говорят местные жители. ― Новая дорога ― это практически новая жизнь».