Застряли намертво? Из-за реконструкции дорог московские пробки выросли в 4 раза

За последние 20 лет уровень автомобилизации Москвы вырос в 5 раз и достиг 350 машин на 1 тыс. жителей, при этом множество автомобилистов каждый день устремляются в центр города (ведь в радиусе 4,5 км вокруг Кремля сконцентрировано свыше 40% рабочих мест столицы). При этом улично-дорожная сеть трещит по швам: многие годы нагрузка на неё росла, а пропускная способность оставалась практически неизменной.

   
   

Всем терпеть!

Эксперты уверены, что нынешние трудные времена — следствие того, что диспропорция между количеством дорог и домов увеличивалась весь советский (а не только постсоветский) период нашей истории. Если в Строительном уставе Россий­ской империи было прописано соотношение между площадью, занятой постройками, и улично-дорожной сетью, то современный Градостроительный кодекс РФ такой нормы не содержит. В Европе на нужды транспорта отводится 25% территории (кстати, нормы в царской России были такими же), в США и Австралии правила ещё строже — 35% города должны занимать трассы. А что у нас?

Архитектор Юрий Григорян не так давно провёл исследование и выяснил, что внутри Садового кольца под улично-дорожную сеть отдано 28% площади, между Садовым и Третьим транспортным кольцами эта доля снижается до 14%, а между Третьим и МКАД составляет всего 6%. И именно там сегодня идут интенсивные работы по реконструкции магистралей, из-за чего заторы на выездах из Москвы выросли в 4 (!) раза.

— Когда у нас в Хельсинки идёт реконструкция перегруженного шоссе, то, например, в выходные дни и в часы пик строители не трудятся вовсе, — рассказал «АиФ» Туомо Суванто, ведущий эксперт Министерства транспорта и связи Финляндии.

В Москве же регулярно случается так, что пару полос отгородили, верхний слой асфальта сняли, а потом в этом месте ничего не происходит целые сутки. Может быть, неэффективная организация ремонта — одна из главных причин, по которым у нас трассы приводятся в порядок месяцами, а не неделями и даже днями?

Не верите, что за пару дней можно реконструировать магист­раль? Это сумели в Лос-Анджелесе. В июле 2011 г. там отремонтировали 16 км главной трассы (по 4 полосы в каждую сторону), проходящей через центр города, всего за 30 часов! Мэрия города пообещала штрафовать на 6 тыс. долл. за каждые 10 минут работ сверх отведённых двух выходных дней. Но подрядчики сдали объект на 18 часов раньше. При этом пути объезда были готовы заранее, звёзды шоу-бизнеса с телеэкранов уговаривали горожан провести уик-энд дома. Постоянно курсировали бесплатные автобусы, рестораны и кафе предлагали сумасшедшие скидки, работникам оперативных служб город оплатил проживание в гостиницах возле места работы.

   
   

А у нас лишь просят потерпеть и забывают... во­время развесить информационные щиты с путями объезда (см. инфографику), как случилось на проспекте Андропова, где закрыли до конца августа съезд с внутренней стороны Третьего кольца, о чём автомобилисты узнали, простояв несколько часов в пробках в первый день работы дорожных служб.

Конечно, сгущать краски не стоит. В последние полтора года профильные ведомства завинтили гайки: оказалось, что можно и халтурщиков штрафовать за плохо уложенный асфальт, и маломерные автобусы запустить, и разрешить парковки под эстакадами и мостами. А ещё в Москве будут реконструированы основные радиальные магистрали и МКАД, а также построены хорды и рокады (дороги, соединяющие вылетные магистрали).

Когда наступит дорожное счастье?

— Нам уже есть что оценивать — и это гораздо приятнее, чем обсуждать достоинства бумажных проектов, — говорит Никита Полянский, эксперт центра «Probok.net». — Например, на большинстве крупных дорог сделали сплошное ограждение между встречными потоками (при московских привычках водителей лихачить это жизненно необходимо), повсемест­но обустроенные парковки — тоже бесспорный плюс. Как и то, что наконец-то чиновники стали учитывать мнение горожан (как отдельных людей, так и общественных организаций) по поводу транспортного переустройства столицы.

Новая МКАД
Где пройдёт новая платная кольцевая автодорога вокруг Москвы? Читате подробности и смотрите карту здесь >>>

—Теперь мэр заставил подчинённых не просто выслушивать, но и учитывать советы «дилетантов», - добавляет Полянский. — А вот с выделенными полосами всё вышло не очень гладко: их рисовали не там, где самая тяжёлая ситуация с движением общественного транспорта. Участки выбирали по принципу «Есть три полосы в одну сторону? Подходит!». В результате где-то угадали, а где-то нет — автобусы идут полупустые, а втиснутые в две полосы машины образуют ещё большую проб­ку. Может, стоит пересмотреть уже принятые решения?

По оценкам независимых экс­пертов, «дорожное счастье» в Москве наступит лет через 15. Южная Корея прошла транспортную «перезагрузку» за 20 лет, а по некоторым позициям — за 10 лет. Быстрее это случилось в Восточной Европе: ускорение придала перспектива присоединения к Евросоюзу. Но все международные специалисты сходятся во мнении: чтобы наш мегаполис поехал, приложить усилия к этому должны все — и пешеходы, и автомобилисты, и учёные, и руководство города.