Третья очередь ввода очередной зоны платных парковок как всегда не проходит без сбоев. Казалось бы, за год, во время которого пилотный проект уже стал вполне рабочим, а территория охватывает всю дорожную сеть внутри Бульварного кольца, московские власти должны были учесть все совершённые ошибки и воспринять советы и доводы экспертов и местных жителей. Но этого не происходит.
Метод проб и ошибок
Если не рассматривать вопрос введения платных парковок на уровне политики, экономики, этики и других высших материй, то даже при решении самых элементарных вопросов возникает множество проблем. Причём они повторяются на всех трёх этапах. Просто год назад они касались небольшого числа людей, а сейчас в процесс вовлечено уже сотни тысяч — и «косяки» становятся заметней.
Одни и те же грабли
При так называемом обустройстве зоны платных парковок основным заказчиком работ является Департамент транспорта Москвы и его подразделение в виде государственного казенного учреждения «Администратор Московского парковочного пространства». Но за разметку отвечает ГАИ, паркоматы устанавливают одни организации, подводят к ним коммуникации другие, щиты делают третьи, и так далее. В итоге получается вот что:
- На многих улицах дорожная разметка и знаки, запрещающие не только стоянку, но даже остановку транспорта, находятся с двух сторон, в итоге парковаться вообще никто не может.
- Там, где раньше могли парковаться десять машин, в соответствии с новой разметкой, выделяющей на машиноместо 7,5х2,5 метра, может уместиться только восемь автомобилей или даже меньше.
- При оплате парковки всеми любыми способами, кроме покупки специальных смарт-карт, взимается комиссия. Смарт-карты продаются далеко не везде. Там же, где они есть, чаще всего продаются лишь самым большим номиналом в 5000 рублей. Оплата наличными не предусмотрена вообще.
- Информационные щиты и паркоматы установлены на тротуарах и мешают прохожим. В тех местах, где тянули коммуникации, дорожное покрытие находится в неудовлетворительном состоянии.
И это только основные общие проблемы. В каждом переулке найдется отдельный повод высказать претензии организаторам платной зоны.
Бедные местные жители
Пилотный проект платных парковок начал действовать осенью в 2012 года в районе улиц Петровка и Каретный Ряд. Проект был признан удачным, и с 1 июня зона была расширена до пределов Бульварного кольца, а с 25 декабря границей станет уже Садовое кольцо. И с самого первого дня у местных жителей возникли проблемы.
Как известно, «аборигены» могут оставлять свои машины на улицах в ночное время бесплатно. Для этого им нужно оформить резидентное соглашение, которое выдается по принципу «одно домовладение — одно разрешение». Для того, чтобы парковаться круглосуточно, нужно купить абонемент за 3000 рублей. Но вся беда в том, что наличие этих разрешений не даёт гарантии того, что автовладелец найдёт место для своей машины. Да и оформление разрешений проходит не так гладко, как отчитываются многофункциональные центры предоставления государственных услуг.
Ещё одна возникшая проблема — отсутствие парковки у социальных объектов: школ, детских садов, поликлиник, которыми пользуются местные жители. Там стоят знаки, запрещающие стоянку (и в этом случае велика вероятность что придётся платить штраф), либо, если остановка разрешена, всё забито машинами.
Для того, чтобы хоть как-то обеспечить парковку, во дворах жители устанавливают шлагбаумы. Но в итоге произошло уже несколько конфликтных ситуаций с участием приезжающих в центр сотрудников различных компаний, что закончилось сломанным оборудованием. Работающие в центре привыкли использовать дворовые территории как парковку и искренне возмущаются, когда жители ограничивают их в этом.
Следующая беда, которая начинает грозить резидентам — начавшееся межевание земель. Людей ставят перед выбором: «забирают» они двор или нет. В первом случае они с 2015 года начинают вместо земельного налог и налога на недвижимость платить единый налог на собственность, который будет исчисляться по кадастровой стоимости. Во втором — муниципалитет может делать с двором что угодно, хоть устраивать платную парковку для всех желающих. Ситуация осложняется тем, что решение о судьбе двора должно приниматься на общественных слушаниях. А часто ли москвичи знают о подобных собраниях и могут их посетить?
Официальная реакция
Обо всех этих проблемах, как общих, так и частных, власти знают. Некоторые из них решаются, некоторые лучше бы не решались, а к некоторым руководители различных департаментов остаются просто глухи. Положительный пример — разрешили оформлять резидентное соглашение без обязательного присутствия или нотариального заверенного соглашения всех лиц, зарегистрированных в квартирах. Вариант когда, лучше бы не вмешивались такой: сотрудники офисного центра заполонили всю территорию рядом с жилыми домами. Реакцией на жалобу были установленные сплошняком знаки «Остановка запрещена».
Но чаще всего при встречах с жителями, прессой, экспертами ответственные лица начинают приводить официальную статистику и объяснения, которые есть на официальном сайте «Московский паркинг». И даже когда осенью 2012 года законностью платных парковок заинтересовалась прокуратура, ответ был таков, что это компетенция московского правительства и оно будет делать то, что сочтёт нужным.
Общественность против
Ещё одним горячим борцом против платных парковок в том виде, в котором они есть, является Московское отделение федерации автовладельце в России. Они проводили пикет 16 ноября.
Выход на поле такого тяжеловеса, как партия «Справедливая Россия» с предложением спросить мнение москвичей, возымел своё действие. Мосгоризбирком одобрил идею проведения референдума о платных парковках в столице. Вопросы и формулировки пока согласовываются, но главными из будут расширение зоны платных парковок и право бесплатной парковки по месту жительства резидентам. Референдум будет проведён, если будет собрано необходимое количество подписей.
Что делать?
Идея ограничения движения в центре Москвы в принципе правильна. Мегаполис не выдерживает всех желающих: по статистике в городе зарегистрировано 4,5 млн машин и только 1,7 млн парковочных мест. Но есть ли адекватные и менее болезненные способы улучшения ситуации? Вероятно, что да.
Для того, чтобы резидентам было проще, можно отменить для них плату вообще. Это соответствует логике изменений, ведь они направлены на сокращение приезжающих в центр, а не на «выдавливание» из него.
Нужно навести порядок с разметкой, установкой знаков и системами штрафов.
Часть из собранных за оплату парковок почти 250 миллионов рублей направить на расширение сети машиномест, хотя бы за счёт многоярусных комплексов.
Кардинальное решение — введение платного въезда в центр. Местные жители могли бы пользоваться дорожной сетью свободно с получением соответствующих пропусков, а приезжие оплачивали бы проезд разово или покупая абонемент.
Москва стала одной из крупнейших столиц в мире. Это даёт городу как примущества, так и обязанности. Ещё пару десятков лет назад нас пугали пробками в крупных городах капиталистических стран. Теперь мы оказались в той же ситуации. Только мы могли бы использовать их опыт и сохранить «человеческое лицо».