Количество краж автомобильных аккумуляторов растет. Водители могут поутру застать свою машину с разбитым стеклом и открытым моторным отсеком, в недрах которого не хватает батареи. Причем воруют не только с придомовых территорий, но и с централизованных стоянок. За один раз злоумышленники могут снять батареи сразу с нескольких машин и обойти с десяток дворов. Неужели старые аккумуляторы имеют какую-то ценность?
Амбарный замок под капотом
Цель кражи — сбыть товар по приемлемой цене. Чтобы защититься от кражи батареи, водители вваривают в моторном отсеке петли, металлические короба и решетки, чтобы препятствовать демонтажу. На них вешают абмарные замки, которые не дают быстро вытащить тяжелую батарею. С подобными устройствами воры обычно не возятся и тут же уходят к машине без защиты. Квалификация преступников чаще всего невысокая, и они не носят с собой специальных инструментов.
Если просмотреть объявления в интернете, то обнаружится множество мелких фирм, готовых приобрести старый автомобильный аккумулятор. Некоторые дельцы даже предлагают услугу вывоза и готовы бесплатно приехать за аккумулятором домой или в гараж. Также скупщики старых батарей имеют стационарные пункты приема. Некоторые дежурят в промышленных зонах, другие же устанавливают палатки у выездных магистралей. Распознать их легко. На обочинах стоят легковые автомобили с плакатами о выкупе автомобильных батарей. Некоторые работают легально, имея на руках справку о принадлежности к официальной организации, получившей лицензию на сбор, транспортировку, хранение и переработку вредных и опасных отходов. Но большинство скупщиков, конечно же, — нелегалы. Именно им и несут наворованное преступники.
Сколько весят батареи?
По большому счету аккумуляторная батарея состоит из трех компонентов: пластика, электролита и свинцовых пластин. Стандартный вес АКБ емкостью 55 А/ч не превышает 15 кг. При этом пластиковый негерметичный короб весит около 1,5 кг, смесь электролита из воды и кислоты весит порядка 3 кг, а пластины весят примерно 10 кг. Свинец в них не чистый и представляет собой диoксиды и оксиды свинца, формирующиеся при зарядке и разрядке батареи. Свинец добывается из них путем переплавки.
Если современный автомобиль оснащен множеством потребителей тока, да еще и системой «старт-стоп», то емкость батареи может составлять 75 А/ч, а вес — 18 кг. Иногда встречаются мощные аккумуляторы, способные выдавать больший пусковой ток и обладающие повышенной емкостью в 90 А/ч. Такие батареи идут на крупные внедорожники и весят примерно 25-30 кг. Они имеют защиту пластин, которые помещаются в специальные вкладыши, предотвращающие осыпание ячеек.
Для грузовиков предназначены батареи емкостью около 190 А/ч и массой 50 кг. Для их смены требуется несколько человек.
Какая выгода от перепродажи?
Скупщики оценивают старые батареи на вес и предлагают за 1 кг примерно 30-50 рублей. Таким образом, быстро у обочины батареи можно продать рублей за триста. Если поискать менее жадных скупщиков, то можно выручить за обычный автомобильный аккумулятор 500 рублей.
Более мощные аккумуляторы приносят около 900 рублей. Старые батареи от грузовиков принимают за 1250-1300 рублей. Самые дорогие и тяжелые можно сдать за 2500 рублей.
После приемки лом транспортируется в пункты переработки, где проходит сортировка. Существующие нормы и правила требуют специализированных производств по утилизации пластика и химических веществ. Нелегалы таких мощностей, естественно, не имеют, поэтому выливают электролит прямо в почву и разбивают пластиковые корпуса, чтобы извлечь рабочие пластины. Такая деятельность наносит вред окружающей среде.
Подготовленные для приемки свинцовые пластины загружаются в ящики и перепродаются скупщикам цветного металла. Если сдавать свинец крупным оптом от одной тонны и выше, то цена за килограмм будет примерно 120-130 рублей. Таким образом, скупщики старых батарей реализуют товар почти в два раза дороже. Получается неплохая выручка.