При минусовых температурах зимой старые аккумуляторы с поврежденными от возраста ячейками начинают быстрее терять заряд из-за резко выросшего внутреннего сопротивления. Водитель приходит поутру, вставляет ключ в замок зажигания, а стартер почти не может провернуть коленвал мотора из-за недостатка электроэнергии. Моргание фарами и прочие реанимационные мероприятия помогают собрать силы и запустить силовой агрегат. Однако глушить его нельзя и необходимо за время поездки накопить достаточно энергии, чтобы пополнить запас батареи, а лучше всего — полностью зарядить аккумулятор, чтобы не испытывать трудности на следующий день. Как это правильно сделать?
На холостых оборотах зарядить аккумулятор не получится
Для восстановления запаса электроэнергии на клеммы аккумулятора (АКБ) необходимо подавать постоянный ток напряжением около 14 В. Это можно сделать с помощью переносного устройства, но лучше всего — за счет штатной энергоустановки.
В машине имеется свой источник тока, который называется генератором. Он работает от вала двигателя за счет переброшенного ремня. Чем больше обороты силового агрегата, тем больше энергии вырабатывает мини-электростанция.
Чтобы на клеммы аккумулятора не подавалось слишком большое напряжение, электрический ток направляется через регулятор, который выключает зарядку, если батарея уже заполнена. Кроме того, если утром потребление тока множеством опций автомобиля слишком велико, то для батареи просто не хватает энергии. Электронный блок управления (ЭБУ) переводит все электричество на обеспечение энергией машины без накопления ее аккумулятором.
Поездка за город
Зимой процесс заряда АКБ от генератора может занимать около 1,5-2 часов при поездках со скоростью свыше 100 км/ч. При этом важны не только обороты мотора, но и кинетическая энергия вращения трансмиссионного вала во время движения, а также охлаждение силового агрегата.
Летом процесс зарядки пустой батареи происходит примерно в 1,5 раза быстрее из-за снижения энергопотерь на работу климатической установки.
Кроме температурных факторов на время зарядки АКБ могут влиять следующие причины:
- техническое состояние аккумулятора;
- нагрузка на генератор от дополнительных потребителей тока;
- исправность электропроводки (загрязненные или окислившиеся контакты, клеммы, поврежденные провода приводят к росту сопротивления и снижают эффективность зарядки батареи).
Поэтому, если машину удалось завести с трудом, то лучше не глушить мотор через несколько минут после работы на холостых оборотах. Потребуется выехать на скоростную дорогу и загрузить генератор оборотами мотора свыше 2 тысяч. Ехать надо достаточно быстро, чтобы ЭБУ переключил на батарею большую часть энергии, вырабатываемой генератором. При этом нужно покрыть расстояние примерно в 150-200 километров.