Шипы или «липучки»: что выбирают российские водители и почему?

© / NikolaVukovic / Shutterstock.com

Зимние шины делятся на две большие категории. Шипованные колеса имеют в своей конструкции металлические зубья, способные цепляться за скользкое покрытие дороги и удерживающие машину на траектории в тот момент, когда резина колеса уже не может цепляться за поверхность при маневрировании или во время торможения.

   
   

Альтернативой «шиповкам» являются фрикционные шины, то есть так называемые «липучки». Эти колеса не имеют острых зубьев, однако они тоже хорошо схватываются за поверхность льда ламелями, представляющими собой широкие змеевидные прорези, которые при нагрузке расползаются и увеличивают площадь соприкосновения резины. Шина словно присасывается к поверхности дороги.

Специалисты агентства «Автостат» провели исследование и выяснили, сколько автомобилистов в процентном соотношении отдают предпочтение «липучкам» вместо «шиповок».

Достоинства «липучек»

В ноябре 2020 года в ходе исследования потребительской активности было опрошено более 3200 автомобилистов с большим опытом управления машиной.

В ходе опроса выяснилось, что симпатии респондентов находятся на стороне шипованных шин. Их предпочитают 77,9% водителей из числа опрошенных граждан. Остальные водители пересели на фрикционные шины и находят в них массу преимуществ. Таких оказалось 22,1% от общего числа опрошенных. В основном это жители больших городов, где хорошо развита инфраструктура уборки снега и на дорогах редко встречаются снежные заносы. Любители «липучек» редко выезжают из мегаполиса в глубинку и не боятся попасть в гололед.

Участников опроса попросили назвать главные преимущества фрикционных покрышек. Они могли выбирать из нескольких пунктов меню и перечислить несколько конкурентных преимуществ.

   
   

Почти половина респондентов, а именно 46,2%, считают, что для езды по городу их вполне достаточно, так как их автомобили редко попадали в снежные ловушки.

Среди преимуществ «липучек» называется их отличная управляемость. Такие колеса не имеют шипов, которые на чистом асфальте препятствуют хорошему зацеплению резины за твердую поверхность.

При этом 45,8% респондентов отметили, что «липучки» более эффективно тормозят на сухом асфальте и лужах, чем шипованные колеса, а 43% водителей нравится их низкое шумовое сопровождение во время движения.

Рано отказываться от «шиповок»

Из личного опыта опрошенные автомобилисты делали вывод, что фрикционные покрышки вполне способны справляться с зимними снегопадами и прочими климатическими трудностями. В южных регионах России с мягким климатом такие колеса незаменимы. Об этом упомянули 33,3% ценителей нешипованных колес.

Другие 17,9% вспомнили, что фрикционные шины меньше разрушают дорожное покрытие и помогают сохранить в целостности поверхностный слой асфальта.

Между тем подавляющее большинство автомобилистов все еще скептически относятся к фрикционным шинам. Несмотря на преимущества «липучек», езда на них чревата в гололед смертельно опасными неожиданностями. Чистого асфальта зимой на российских дорогах немного, и преимущества фрикционных шин сходят на нет, когда температура воздуха стабилизируется около 0 °C. Тогда на трассах образуется скользкий накат, смоченный водой. На таком покрытии «липучки» бесполезны.

Поэтому 77,9% российских автомобилистов назвали необоснованным полный отказ от «шиповок» в пользу «липучек». Ради безопасности они готовы мириться с их недостатками.