Зимой двигатели автомобилей работают в тяжелых условиях. Обогащенная смесь и частые прогревы на холостых оборотах приводят к образованию нагара на рабочих поверхностях камер сгорания. Как с этим бороться?
Отложенные проблемы
Ради экономии топлива и снижения выбросов вредных веществ инженеры настраивают двигатели на работу на пониженных оборотах. К примеру, на трассе при крейсерских скоростях трансмиссия удерживает стрелку тахометра на 1500-2500 оборотов, а в городе перебирает передачи, не доводя мотор до 3000 оборотов. Мощности и тяги двигателя вполне хватает, чтобы нормально работать в этом диапазоне. Хотя в холода такие режимы не способствуют увеличению ресурса силового агрегата. При низких оборотах масляный насос работает вполсилы, из-за чего могут наблюдаться локальные перегревы и подгорания масла. Растет давление на вкладыши и стенки цилиндров. В масло часто попадает бензин, который стекает в картер при перебоях с запуском.
Весной ситуация усугубляется тем, что в моторном масле скапливается конденсат после зимы. Смазывающая жидкость превращается в эмульсию, которая иногда вскипает с образованием газовых пузырьков, приводящих к локальным перегревам.
В общем, хотя бы дважды в год необходимо давать двигателю повышенную нагрузку, чтобы прожечь нагар внутри, встряхнуть клапаны, прочистить турбокомпрессор и систему впрыска, а также выпарить влагу из масла.
Высокие обороты
Для «прожарки» необходимо выбрать ровную и свободную дорогу и проехать около часа с оборотами коленвала свыше 4000. Это аналогично поездке на четвертой передаче механической коробки со скоростью 110 км/ч.
Если автомобиль оснащен автоматической трансмиссией или роботизированной преселективной коробкой, то можно активировать ручной режим и принудительно выставить пониженную передачу.
На 4000 оборотов наблюдается пик крутящего момента и мощности, при этом потребление топлива растет несильно, так как машина на крейсерских скоростях движется поступательно и тратит энергию только на преодоление аэродинамического сопротивления и внутреннего сопротивления в трансмиссии.
Масляный насос работает в полную силу, благодаря чему горячее масло под давлением очищает старые отложения, которые затем остаются в фильтре.
Помимо этого, из-за высоких вибраций мотора начинается вращение головок клапанов газораспределительного механизма вокруг своей оси. В итоге, старый налег начинает отслаиваться, и клапаны лучше встают в своих седлах.
При работе мотора на высоких оборотах прочищается турбокомпрессор и перепускной клапан, который при щадящих режимах езды может закиснуть. Штатная температура в турбине помогает избавиться от нагара в турбонагнетатале. Движение на высоких скоростях способствует прочищению форсунок и всей системы впуска.
Подобную процедуру можно проводить через каждые 7 тыс. км. Однако по завершении процедуры не будет лишним поменять моторное масло и масляный фильтр. После «прожарки» мотора лучше залить в него свежую смазывающую жидкость.