Почему нельзя сразу заводить мотор после включения зажигания?

Категория:  Обслуживание Авто
Ответ редакции

В течение первых секунд после включения зажигания автомобиль начинает пробуждаться от длительной стоянки. На приборной панели вспыхивают разноцветные лампочки, являющиеся сигнализаторами работоспособности различных технических систем. Кроме того, запускается внутренняя диагностика и начинается предпусковая подготовка мотора к работе. Нужно ли прерывать эти процессы и сразу переводить ключ в положение «Старт»?

   
   

Электроника должна подготовиться

В предпусковой период электроника современного автомобиля не зря начинает опрашивать технические системы и проводить внутреннюю диагностику. Помимо выявления возможных неисправностей, программа, прописанная в памяти электронного блока управления, собирает данные об окружающей обстановке и климатических условиях. Это важно при низких температурах воздуха, так как от полученной информации зависит правильность приготовления топливной смеси.

Моргающие лампочки на приборной панели сигнализируют, что электроника опрашивает датчики и по результатам выбирает один из предустановленных алгоритмов смесеобразования для запуска мотора при той или иной температуре.

Иногда водители не ждут завершения диагностики и сразу поворачивают ключ на «Старт». В этом случае машина переходит к усредненным показателям. В момент воспламенения топлива процесс его сгорания протекает неидеально, и недогоревшие пары бензина начинают выбрасываться в катализатор.

Через несколько мгновений электронный блок управления все-таки скорректирует программу, однако секунды некорректной работы при ежедневных пусках складываются в минуты и часы и могут повлиять на ресурс катализатора.

Поэтому в морозы перед пуском двигателя лучше дать электронике закончить процесс подготовки к его запуску.

Подготовка дизельного мотора

В дизельных моторах зимой этот эффект заметнее. На силовых агрегатах на тяжелом топливе стоят свечи накаливания, которые перед стартом выполняют важнейшую функцию. Они помогают повысить температуру воздуха в камерах сгорания до рабочего состояния. После впрыска топлива в конечной фазе сжатия горячий воздух способствует его воспламенению.

   
   

Однако требуется время, чтобы дизельный мотор смог подогреть воздух. Почти во всех современных дизельных автомобилях после поворота ключа в замке зажигания на панели приборов загорается желтая иконка в форме спирали, которая говорит о начале работы так называемых свечей накаливания. Эти устройства имеют электроспираль, которая разогревает керамический изолятор свечи докрасна, а он, в свою очередь, греет воздух в камерах.

Пока горит желтая спираль на приборной панели, трогаться с места нельзя. Машина просто не заведется.

Более того, некоторые дизельные автомобили, оборудованные системой бесключевого доступа, оснащены и программной защитой от преждевременного запуска мотора. Если водитель жмет на кнопку «Старт», то электроника ждет, пока свечи накаливания разогреют камеры, и только потом дает команду на запуск.

На старых дизельных агрегатах такой защиты нет, поэтому от водителя зависит то, насколько корректно он обращается со своей техникой.

Быстрый старт чреват для дизеля неполным сгоранием топлива, неравномерной работой разных цилиндров и выбрасыванием недогоревших остатков топлива в фильтры, которые сильно загрязняются продуктами распада солярки.

В общем, перед запуском дизельного мотора на морозе необходимо обязательно ждать несколько секунд, пока дизель не прокалит свои цилиндры.