То, что в повседневной жизни немыслимо для автомобилиста, в снегопад становится средством спасения. Наметенные на дороге сугробы серьезно меняют поведение автомобиля при движении. Разберем этот процесс подробнее.
Простая механика
Из-за снега передние колеса испытывают повышенное сопротивление качению, отчего автомобиль естественным образом вгрызается в вязкую среду. Снижается сцепление колес с поверхностью. Автомобиль нередко «поскальзывается» на снежных отвалах. Колеса вращаются неравномерно, автомобиль перестает слушаться руля уже после 60 км/ч.
В этих условиях нужно применять особые способы управления. Главный из них — это имитация нагрузки с помощью трансмиссии.
Если автомобиль оснащен механической коробкой, то лучше всего воткнуть третью передачу и ездить на ней так долго, насколько возможно. Она наилучшим образом подходит для поездок по рыхлому снегу. Тяги вполне хватает, чтобы ползти под 20 км/ч, а при желании на ней же можно ускориться до 80 км/ч.
Третья передача позволяет удерживать мотор в районе 2,5-4 тысяч оборотов, то есть в зоне, где наблюдается пик крутящего момента современных атмосферных моторов. Это значит, что на третьей передаче можно идти со скоростью в 60 км/ч с максимальной тягой на колесах.
Кроме того, на третьей передаче автомобиль прекрасно тормозит двигателем: только отпустить педаль газа. Машина как бы утыкается в зубчатые колеса трансмиссии и замедляется за счет внутренних сил даже без применения педали тормоза. Это важно, так как на заснеженной дороге тормоза работают плохо.
Другими словами, третья передача на механической коробке помогает и разгоняться, и замедляться без использования тормозов, что делает поведение машины более предсказуемым.
Без автомата никуда
Если автомобиль оборудован автоматической коробкой, ему поможет мануальный режим трансмиссии. Нужно перевести селектор в положение М и выбрать третью ступень. На старых четырехступенчатых автоматах 2000-х годов выпуска такого режима нет, но зато там встречаются иные внедорожные программы, позволяющие коробкам не подниматься выше третьей ступени. Один из них — это положение L на селекторе.
Сейчас на бюджетных японских автоматических коробках, установленных на Datsun,есть даже специальный снежный режим, активирующийся кнопкой рядом с селектором. Он блокирует четвертую ступень, и автомобиль в диапазоне скоростей от 20 до 80км/ч ездит только на третьей передаче.
В общем, для передвижения по заснеженным дорогам лучше всего пользоваться третьей ступенью трансмиссии как в механических коробках, так и в автоматах, и не разгоняться свыше 80 км/ч. В случае непредвиденной ситуации с этой скорости можно быстро оттормозиться до 60 км/ч, то есть до того рубежа, когда машина оказывается гарантированно управляемой. В этом случае езда в снегопады становится намного безопаснее.
Смотрите также:
- Коробки против льда. Особенности зимнего вождения на различных трансмиссиях →
- Без резких движений. Почему в гололед нельзя ездить на нейтрали? →
- Грязевой перевал. Можно ли буксовать по распутице на автомате? →