Глаза не боятся. Как безопасно ездить в тумане?

Ежегодно на дорогах мира происходят тысячи ДТП в условиях недостаточной видимости, в частности в тумане. Из-за скопления частиц воды в воздухе контролировать дорожную обстановку становится заметно сложнее, но многие водители продолжают движение в обычном режиме, как ни в чём не бывало. Такая беззаботность приводит к фатальным последствиям. Как, к примеру, в 2011 году в американском штате Теннесси, когда из-за сильного тумана столкнулись 176 автомобилей.

   
   

Свет

Правильное использование оптики в автомобиле существенно помогает сориентироваться на дороге. Но некоторые водители ошибаются в выборе фар, исходя из логики «чем хуже видно, тем ярче свет». Простое, но в корне ошибочное суждение. Дело в том, что лампочки дальнего света, как самые яркие, имеют обратный эффект в условиях тумана. Мелкие частицы воды отражают свет и ослепляют самого водителя, у которого создаётся ошибочное мнение о ещё более плотной пелене. В идеале следует использовать габариты или ближний свет, но в обязательном сочетании с противотуманными фарами. Во-первых, они неспроста располагаются как можно ближе к дороге. Между слоем тумана и покрытием всегда есть свободное пространство. Получается, что сгустки воды остаются под светом. Во-вторых, у противотуманок есть чёткая верхняя граница пучка, и тот не достаёт до частиц, от которых водителя может ослепить.

И ни в коем случае нельзя забывать про задние противотуманные фары. Если ими не пользоваться, дополнительно для предупреждения других участников движения можно включить аварийку. В сильном тумане лишним это не станет. 

Скорость

При движении в тумане забудьте об ограничениях скорости. Если дорожные знаки позволяют ехать, скажем, со скоростью 90 км/ч, это не значит, что надо именно так и делать. Кстати, во многих странах устанавливают отдельные ограничения, которые действуют именно в плохих погодных условиях.

Выбор скорости зависит от конкретных условий — насколько густой туман. Двигаться нужно так, чтобы успеть затормозить в случае неожиданного препятствия за пеленой. Иными словами, тормозной путь не должен превышать видимое расстояние. Казалось бы, элементарно, но водители зачастую едут заметно быстрее. А ведь безопасность мнимая. Это происходит из-за оптических особенностей движения в тумане.

Надо помнить, что тормозной путь увеличивается пропорционально квадрату скорости. То есть при повышении скорости в два раза на торможение уйдёт в четыре раза большее расстояние. Чтобы не забивать себе голову формулами, лучше запомнить одно негласное простое правило: скорость должна быть в два раза меньше видимого расстояния. Дальше 100 метров ничего не разглядеть? 50 км/ч на спидометре. Тогда любой водитель успеет среагировать на сюрпризы из тумана.

Дистанция и ориентиры

Авария в тумане, к сожалению, очень часто влечёт за собой целую вереницу ДТП. Упомянутый случай в США — не какая-то несусветная редкость. Десятки машин разбиваются «в гармошку» во многом из-за неправильно выбранной дистанции.

   
   

Надо понимать, что в тумане расстояние до попутного автомобиля впереди кажется больше, чем есть на самом деле. Поэтому при плохой видимости держитесь подальше, но в то же время не упускайте из виду этот своеобразный маяк. Не пытайтесь сфокусировать зрение только на том, что происходит сразу за автомобилем, или бездумно держаться вплотную за лидером. Никто не гарантирует, что он держит безопасную скорость и внезапно не прилетит в препятствие. А за ним и его «преследователи».

Наконец, особенное внимание стоит обратить на ориентиры. Это может быть разметка вдоль обочины, предметы, деревья у дороги и т. д. Так изгибы трассы не станут неожиданными. Если всё-таки вы решили подождать, пока туман рассеется, лучше найти для этого безопасное укромное место, а не парковаться на обочине. Иначе есть риск самому стать для кого-то неожиданным барьером.