Зачем нужны люфтомер, тестер фар и другие приборы? ГИБДД объясняет

От исправности транспортных средств и от состояния дорожной инфраструктуры зависит безопасность участников движения. Неисправные тормоза, рулевое управление, светящие поверх асфальта фары, равно как и незаметная в непогоду разметка могут приводить к серьезным ДТП. Для выявления подобных недоработок в пользование ГИБДД поступают новые комплексы диагностики и контроля. Как работают эти приборы и какие проблемы с техникой они могут обнаружить?

   
   

Ретрорефлектометры

Эти устройства помогают выяснить, в каком состоянии находится световозвращающее покрытие дорожных знаков. Такую пленку специально наносят на указатели, чтобы они были различимы в ночное и дневное время, а также при неблагоприятных метеоусловиях. Между тем с годами покрытие утрачивает способность отражать свет, из-за чего водители не могут их вовремя заметить.

Помимо проверки знаков, ретрорефлектометры используются и для замера коэффициента световозвращения дорожной разметки. Если нанесенные на асфальт полосы остаются тусклыми, то заказчик вправе потребовать от подрядной организации устранения несоответствия ГОСТу. 

Дорожный курвиметр

Этот прибор применяется для контроля за соблюдением нормативов по ширине и длине полос на дорогах. Он представляет собой колесо на длинной штанге. Считывающее устройство определяет количество оборотов колеса по поверхности дороги и выдает результат на экране. С помощью курвиметра контролируют длину разгонных полос, автобусных остановок, ширину съездов с автострад и прочие нормативные расстояния.

Нередко этим устройством пользуются и при составлении схем на местах серьезных ДТП.

Люфтомер

Этот прибор нужен для определения критических неисправностей автомобилей. Если раньше невозможно было четко зафиксировать степень износа рулевой рейки или иных технических систем, то теперь прибор выдает точные показатели выработки. В России, согласно требованиям Технического регламента, запрещено ездить на легковом автомобиле, если люфт механизмов рулевой рейки больше 10 градусов. Для грузовиков недопустим люфт свыше 25 градусов.

Измерения проводятся следующим образом: каретка с осью поворота угломерной шкалы выставляется в центр рулевого колеса, а динамометр монтируется на нижнем кронштейне и закрепляется стопорным винтом к ободу. При повороте прибор фиксирует разницу усилий во время движения и записывает угол, при котором механизм начинает передавать момент на рейку. 

   
   

Цифровой штангенциркуль

С помощью этого небольшого прибора инспекторы ГИБДД способны измерить высоту рисунка протектора. Если она меньше 1,5 мм на летних покрышках или не превышает 4 мм на зимних, то эксплуатация таких колес запрещена ПДД. За нарушение положен штраф в 500 рублей.

Тестеры фар

Неправильные фары не ограничиваются только «колхозным ксеноном». Иногда даже штатный головной свет имеет неправильные настройки и светит не на дорогу, а в глаза встречным водителям. Для проверки, регулировки и контроля силы света фар, в соответствии с требованиями ГОСТа, в ГИБДД поставляются специальные измерители. Тестирование автомобилей проводится также и в отношении мощности ламп. Водители нередко устанавливают лампы, не разрешенные производителями к использованию. Сотрудники ГИБДД вправе применять к водителям часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ и штрафовать на 500 рублей. Однако теперь инспекторы получили возможность выносить предписание водителям в десятидневный срок устранить неисправность или узаконить переделку конструкции транспортного средства. Иначе за подобный тюнинг машина снимается с регистрации. 

Дымомер

Эти приборы используются инспекторами ГИБДД в основном для контроля за техническим состоянием старых грузовиков. Многие города вводят ограничения для автомобилей с двигателями низких экологических классов на въезд в исторические центры и в парковые зоны. Кроме того, чадящие дизельные тягачи и самосвалы нередко выбрасывают такие клубы дыма, что создают опасность для других участников движения. Повисшие над дорогой облака с частицами сажи и серы содержат канцерогены, а также ухудшают видимость. Дымомеры и газоанализаторы позволяют проверить настройки дизельных моторов и проконтролировать соответствие силового агрегата тому экологическому классу, который указан в документах.