Идеи о необходимости внедрения в легковые автомобили устройств, следящих за спецификой вождения водителя, высказывались многими экспертами сразу после внедрения систем ГЛОНАСС. Больше всего предложение понравилось страховым компаниям, работающим в России. Для них это выгодно, так как дополнительный контроль за соблюдением Правил дорожного движения (ПДД) теми или иными водителями в целом снижает травматизм на дорогах, а значит, сокращается и количество страховых выплат. Летом прошлого года предложенная правительству идея была обсуждена на Государственном Совете по безопасности дорожного движения и получила одобрение. Дан старт более детальной проработке проекта, а также составлению технической документации для разрабатываемого различными компаниями оборудования.
Слежка за нарушителями
Сейчас, по данным «Известий», в Росстандарте готовится ГОСТ, описывающий требования к подобного рода аппаратуре. Технические средства контроля должны уметь распознавать дорожные знаки, видеть разметку, понимать сигналы светофора, а также измерять скорость транспортного средства. Эти данные будут анализироваться бортовым компьютером и использоваться для записи телеметрических данных, по которым можно получить детальную картину движения машины в тот или иной период времени.
Если произойдет ДТП, то правоохранительные органы могут получить о нем исчерпывающую информацию. Кроме того, телеметрию предлагается использовать и для составления так называемого электронного европротокола. Это может выглядеть таким образом: при нажатии кнопки системы ГЛОНАСС все данные об аварии транслируются в облачное хранилище для последующей оценки и анализа специалистами.
Как заявили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), подобные устройства не являются удивительными и уже активно используются страховыми компаниями для работы с клиентами в рамках добровольного страхования КАСКО.
Как получить скидку на страховку?
Автомобилистам уже сейчас предлагается установить у себя прибор, который следит за качеством вождения и за соблюдением правил дорожного движения. Если человек не превышает скорость на автострадах, не лихачит с частыми перестроениями и не досаждает окружающим экстремальными разгонами и неожиданными торможениями, то для его КАСКО применяются понижающие коэффициенты. Цена страховки заметно снижается. Когда же водитель ведет себя на дороге дерзко, нередко допускает вольности, трактующиеся как «опасное вождение», система оповещает об этом аналитический центр. На основе данных телеметрической аппаратуры система автоматически начисляет водителю штрафные баллы, влияющие на повышение стоимости страховки.
Подобный алгоритм оказался настолько эффективным, что аналогичный вариант действий предлагался в прошлом году и для включения в проект корректировок закона об ОСАГО. Предлагалось внести в законодательство поправки для индивидуального вычисления стоимости страховки.
«Действительно, планировалось дать возможность страховщикам использовать телематические устройства, чтобы устанавливать более индивидуальный тариф по ОСАГО. Соответствующие поправки к закону об ОСАГО поступили в Госдуму, но они не прошли утверждения законодательным органом», — рассказала специалист РСА Елена Пермякова.
Новый ГОСТ позволит регламентировать установку и эксплуатацию технических средств контроля на легковом транспорте, а также систематизирует каналы передачи данных. Приборы слежения могут устанавливаться на конвейере или будут продаваться и монтироваться отдельно как самими автопроизводителями, так и дилерскими центрами.
Смотрите также:
- Зачем европротокол? Почему автомобилисты не оформляют ДТП самостоятельно →
- Самостоятельная жизнь. Как водители будут оформлять ДТП? →
- Сколько дней можно ездить с просроченным полисом ОСАГО? →