Примерное время чтения: 8 минут
3906

Зачем европротокол? Почему автомобилисты не оформляют ДТП самостоятельно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Суперномер: 322 ответа на ваши вопросы 25/11/2015 Сюжет Безопасная дорога

Что изменилось?

По словам Владимира Кузина, заместителя начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, ГИБДД заинтересована в том, чтобы автомобилисты чаще проявляли самостоятельность, потому что автоинспекторов в результате прошедших в ведомстве сокращений стало меньше, при этом количество мелких аварий не уменьшается.

«На момент принятия закона и вступления его в силу мы делали прогнозный анализ, сколько будет ДТП с мелким материальным ущербом, - поясняет он. - Оценочно получалось 1,2 млн. Но по факту на конец прошлого года у нас было уже 4,5 млн таких ДТП».

Госавтоинспекция в содружестве со страховщиками и законодателями устранила некоторые барьеры. Теперь в случае ДТП без пострадавших возможны 3 варианта развития событий.

Первый: виновник ДТП на месте возместил ущерб пострадавшему, и оба участника не имеют претензий друг к другу. Второй: оформление по упрощённой схеме: для тех, кто заключил договор ОСАГО после 2 августа 2014 г., выплаты увеличены с 25 до 50 тыс. руб.

Ну а третий - это для автомобилистов Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области: здесь идёт пилотный проект, и если положение транспортных средств при ДТП и их повреждения зафиксированы с помощью фото- или видеосъёмки, а также технологий глобальных навигационных систем (требования к которым установлены правительством), то сумма выплат повышается до 400 тыс. руб. Кроме того, участнику ДТП теперь уже не придётся самому разыскивать страховую компанию виновника и вести с ней переговоры - деньги с неё взыщет его страховщик.

Как быть, если притёрлись?

До июня этого года по европротоколу оформляли не более 12% мелких аварий. Но в октябре - уже 25%. Впечатляющий рост за короткий период. Чем он вызван? Только ли широкой разъяснительной работой, которую, с одной стороны, ведут сотрудники ГИБДД, а с другой - страховщики?

Она, конечно, сыграла свою роль. Но нельзя не вспомнить, что с 1 июля этого года вступили в действие изменения в ПДД, более чётко прописавшие условия для оформления ДТП без участия сотрудников полиции. Одно из них - штраф в 1 тыс. руб. каждому водителю, если они после ДТП (которое соответствует требованиям европротокола) не убрали свои автомобили с проезжей части.

Но если в Российском союзе автостраховщиков (РСА) это считают существенным объяснением резко выросшей самостоятельности водителей, то Владимир Кузин не склонен переоценивать значение «кнута» из ПДД - по его словам, чтобы выписать этот штраф, нужно доказать вину водителей, а это на практике довольно сложно. Хотя изменение ситуации он подтверждает, это отражают и цифры автоинспекции: в июне сотрудники ДПС оформили 210 тыс. мелких аварий - на 14 тыс. меньше, чем месяцем ранее.

Смотрите также: Как доказать, что вы не участвовали в ДТП

Как говорит Евгений Уфимцев, исполнительный директор РСА, в перспективе страховщики хотят довести уровень аварий, оформляемых по европротоколу, до 45-50%. Однако усилия их наталкиваются на старый менталитет водителей, которые по-прежнему ждут сотрудников ДПС, даже если просто притёрлись.

Кстати

В Госавтоинспекции обращают внимание, что в разных регионах ситуация разная. Есть такие, где уже сейчас доля ДТП, оформляемых без участия сотрудников полиции, достигает 40% и выше - всё зависит от активности местного руководства. Один из наиболее высоких показателей - в Тюменской области, впрочем, там серьёзно занимаются вопросами безопасности дорожного движения вообще.

- Более 90% ДТП совершается и водителями, и пешеходами именно из-за пренебрежения Правилами дорожного движения, - говорит Сергей Сарычев, вице-губернатор области. - Пешеходы часто сами двигаются навстречу беде - переходят проезжую часть вне пешеходных переходов либо идут в темноте по обочине. Именно поэтому мы активно поддерживаем мероприятия по распространению световозвращающих приспособлений, благодаря которым пешеходы становятся заметными для водителя. Каждая смерть на дороге - результат нарушения правил безопасности, чьей-то невнимательности или нежелания уступить друг другу. 11 ноября у нас прошёл День взаимопонимания участников дорожного движения, своего рода акт памяти всех жертв ДТП.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Сколько проявлений у страха?

Почему люди не пользуются возможностями оформления  ДТП по упрощённой схеме без участия сотрудников полиции? Однозначного ответа на этот вопрос, конечно, нет. Но есть несколько версий, каждая из которых в том или ином случае справедлива, а все вместе они характеризуют страхи автовладельцев.

Первая. Люди боятся, что 50 тыс. руб. на ремонт может не хватить. Евгений Уфимцев уверяет, что, по статистике РСА, в 80% страховых случаев при соответствующих происшествиях выплаты меньше этой суммы. Хотя возможность увеличить её рассматривают. А быть может, расширят эксперимент, проводящийся сейчас в 4 регионах, и 400 тыс. руб. станут реальностью по всей стране.

Вторая. Участники ДТП опасаются, что в страховой компании будут придираться к заполненному ими извещению. На это исполнительный директор союза автостраховщиков отвечает так: «Когда была проблема с реализацией полисов ОСАГО, тогда масса жалоб шла и в Центральный банк как контрольный орган, и в РСА. На неоправданные отказы при оформлении ДТП по упрощённой схеме жалоб нет». Но сами отказы, по его данным, есть - их количество не превышает 12%.

Третья. Сложность заполнения бланка извещения. К примеру, кто без специального разъяснения может догадаться, что виновника ДТП нужно указать в разделе «Замечания»? По словам Е. Уфимцева, сейчас страховщики дорабатывают новый бланк, который будет проще. Конечно, нужно зафиксировать место ДТП, положение автомобилей и повреждения на фото или видео. Но если автомобиль оборудован специальным устройством, фиксирующим удар и передающим сообщение о нём в экстренные службы, - вообще никаких проблем. С 2017 г. по закону у всех продающихся в России автомобилей они должны быть. На машинах «АвтоВАЗа» уже есть. Но эти «чёрные ящики» автомобилисты могут приобрести и установить самостоятельно - только те, что соответствуют техрегламенту Таможенного союза. Вскоре список аккредитованных РСА производителей появится на сайте союза. Правда, пока устройства недёшевы - примерно 7 тыс. руб., но с возрастанием спроса исполнительный директор РСА ожидает снижения цены до 3 тыс. руб.

Четвёртая. У человека, который по жизни не сталкивается с составлением официальных документов, возникает страх при оформлении извещения в страховую компанию: а вдруг не там галочку поставлю? Для таких людей многие страховые компании разработали подробные руководства по заполнению, которые выдают вместе с бланком извещения. Поможет и мобильное приложение РСА. По инициативе Госавтоинспекции в программах автошкол вскоре появятся специальные уроки по оформлению ДТП по упрощённой схеме без участия сотрудников полиции. А на сайте ведомства (www.gibdd.ru) создан специальный информационно-справочный ресурс «Правила оформления ДТП», доступный с главной страницы и пошагово описывающий действия водителей. Здесь можно скачать блок-схему алгоритма действий при ДТП, распечатать её и положить в бардачок, чтобы в случае происшествия иметь перед глазами даже тогда, когда нет Интернета.

Важно! Даже если при самостоятельном заполнении бланка извещения о ДТП вы допустили ошибку - не беда. Её тут же можно исправить и рядом с исправлением поставить подписи обоих участников ДТП. В этом случае претензий у страховых компаний не будет.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах