Шоковая терапия: выпускников «серых» автошкол лишат прав?

Выпускников «серых» автошкол, не прошедших проверку ГИБДД, но продолжающих готовить кандидатов в водители, могут лишить прав. К такой жёсткой мере автоинспекцию подталкивают участившиеся случаи мошенничества: не получив нового сертификата, автошколы выдают свидетельства об обучении, датированные задним числом. Об этом заявил, выступая в Общественной палате РФ, старший инспектор по особым поручениям ГИБДД Александр Лыткин.

   
   

Напомним, что приказ Минобрнауки от 26 декабря 2013 года, вводящий примерные программы профессионального обучения водителей и значительно ужесточающий требования к учебно-материальной базе автошкол, вступил в силу 12 августа 2014 года. Большинство учебных заведений оказались не готовы к нововведениям и, чтобы избежать банкротства, стали печатать на свидетельствах более раннюю дату, пользуясь тем, что сертификат не имеет срока давности.

Несмотря на решительный настрой ГИБДД, сложившуюся ситуацию не так-то просто решить, считает член правления НП «Московские областные автошколы» Владимир Виноградов: «При всём моём уважении, Александр Валентинович немного погорячился. Если автоинспекция начнёт так действовать, то практически сразу окажется погребена под кучей судебных исков. Ведь водительские удостоверения выдают вовсе не автошколы, а ГИБДД. Это их экзаменационная комиссия выносит вердикт — готов человек стать водителем или нет. И если он был признан годным, то почему его нужно лишать прав? Что это, кстати, за экзаменаторы, если они не в состоянии определить, по каким программам готовился человек — старым или новым? Может, хватить винить во всём автошколы, пора начать с себя?»

Такого же мнения придерживается и главный редактор всероссийского журнала «Вестник автошкол» Геннадий Громоковский: «У меня самого когда-то была школа, поэтому всю эту кухню я хорошо знаю. Как определить — это автошкола «химичит» с датами, или человек сам не спешил в ГИБДД? Невозможно: помню много учеников, которые на целые месяцы откладывали экзамен — это их право. Кроме того, в юриспруденции существует понятие «добросовестного приобретателя». Если автошкола что-то там намухлевала с документами, а ГИБДД выдало человеку права, то последний не несёт никакой правовой ответственности за действия этих организаций. С какой стати он должен быть наказан?»

Отметим, что реформа автообразования в целом протекает негладко: камнем преткновения стали пресловутые обучающие программы для водителей. Так как приказ о переходе на профессиональное обучение вышел в 2013 году, а разработка программ затянулась ещё на год, автошколы оказались в сложной ситуации: им уже сейчас нужно готовить водителей по-новому, но подготовиться они не успели из-за того, что не были известны требования Минобрнауки (они как раз прописаны в программах). Вместо плавного подготовительного периода получился скачкообразный переход, который, по мнению профессионального сообщества автоинструкторов, неизбежно приведёт к уходу многих школ с рынка и, как следствие, существенному росту цен на обучение.

«К сожалению, реформа автообразования у нас проводится по методу «разрушить старый мир до основания, а затем…» Без всякого переходного периода, без возможности подготовиться автошколам выставили новые жёсткие требования, — рассказал АиФ.ru председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев. — В результате за 4 месяца в России прошли аккредитацию всего лишь только 10–15 % автошкол. Это означает, что после Нового года инструкторов ожидают массовые сокращения; тысячи людей останутся без работы. Я знаю, что в Москве многие школы уже отзывают лицензии и начали процедуру банкротства».

Но даже те школы, которые соответствует новым правилам, не могут получить лицензию: у ГИБДД банально не хватает ресурсов для массовых проверок, продолжил Лобарев. В Москве аккредитация проводится с темпом две автошколы в неделю; остальным приходится или месяцами дожидаться своей очереди, или закрываться.

   
   

«Складывается ощущение, что у нас в стране решили бороться с аварийностью и пробками путём ограничения прав людей на получение образования. По принципу «меньше водителей — меньше проблем». По-другому никак не объяснить происходящее», — подытожил эксперт.