Обязывает ли новый регламент выходить из машины по требованию инспектора?

Категория:  ПДД и ГИБДД
Ответ редакции

20 октября 2017 года вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Он заменил аналогичный документ, действовавший с 2009 года, в некоторые положения предыдущего регламента были внесены изменения.

   
   

Некоторые СМИ сообщили, что теперь водителям придется выходить из машины по первому требованию инспектора. Однако на самом деле пункт, где разъясняются случаи, когда инспектор ГИБДД может предложить водителю выйти из транспортного средства, остался без изменений. То есть выходить не нужно. Инспектор лишь может предложить выйти в следующих ситуациях:

  • необходимо устранить техническую неисправность транспортного средства или нарушения правил перевозки грузов;
  • у водителя присутствуют признаки опьянения и (или) болезненного состояния;
  • нужно провести в присутствии владельца транспортного средства сверку номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • необходим личный досмотр, осмотр или досмотр транспортного средства и груза;
  • требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также в оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Также сохранилась следующая формулировка: инспектор «вправе предложить». Это не подразумевает требования со стороны инспектора, а значит, водитель может отказаться выходить из машины. «В административном судопроизводстве все сомнения, которые возникают в той или иной ситуации, трактуются в пользу гражданина. В данном случае „вправе предложить“ необходимо

трактовать как право водителя выходить или не выходить из автомобиля, — отмечает юрист Сергей Кормилицин. — А вот должен ли водитель выйти из автомобиля в той или иной ситуации, необходимо рассматривать в каждом конкретном случае. Например, для определения признаков состояния опьянения водитель может не выходить, т. к. „дышать в трубочку“ можно и сидя в автомобиле. Или другой случай из регламента: „для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах“. Очевидно, в данной ситуации водитель вправе выбирать, хочет ли он, чтобы инспектор ГИБДД сверял номера под капотом его автомобиля сам или с участием водителя (чтобы исключить злоупотребления). В итоге можно прийти к выводу, что выход из автомобиля является правом, но не обязанностью водителя».

Также не отменяет новый регламент отдельные случаи, когда водитель не может оставаться в автомобиле. Как и ранее, покинуть транспортное средство он обязан после составления следующих протоколов:

  • об административном задержании (статья 27.4 КоАП РФ);
  • о досмотре транспортного средства (статья 27.9 КоАП РФ);
  • об отстранении от управления транспортным средством (статья 27.12 КоАП РФ).

В новом регламенте появился пункт о том, что инспектор может предложить водителю занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов. Но опять же речь идет о предложении, а не о требовании.

Смотрите также: