Нарушитель не имеет приоритета. Кто виноват в ДТП с обочечником?

Категория:  ПДД и ГИБДД
Ответ редакции

Многие нарушители, обочечники и просто мошенники стараются использовать правило «помехи справа», чтобы оправдать свое хамское поведение на дороге. Обочечники после опережения дорожного затора пытаются вклиниться в транспортный поток с правой стороны и вызывающе протискиваются бампером в промежуток между машин, заставляя законопослушных водителей притормаживать и пропускать их вперед.

   
   

Таким же образом действуют и подставлялы, провоцирующие ДТП, передвигаясь между полос или по асфальтированным обочинам в нарушение ПДД. В некоторых случаях возникающие аварии действительно трактовались как нарушение законопослушными водителями требования «пропустить помеху справа». Однако Верховный суд, разбирая реальное ДТП, дал разъяснения по этому делу. Кто же теперь будет виноват?

Тот, кто справа, не всегда прав?

Как пишет «Автоньюс», причиной для разбирательства в Верховном суде стал инцидент на дороге в октябре 2019 года. Водитель Александр Кучмий на своем минивэне Hyundai Grand Starex ехал по Большой Дорогомиловской улице. Перед ним справа с выделенной полосы для общественного транспорта съехал легковой автомобиль Mercedes-Benz. Не ожидавший увидеть на своем пути легковушку Кумчий не успел притормозить и врезался в перестраивавшуюся машину.

Прибывшие на место аварии инспекторы ГИБДД признали виновником водителя Hyundai Grand Starex. Тот пытался обратить их внимание на то, что второй участник ДТП сам нарушил ПДД, заехав на выделенную полосу для общественного транспорта. Однако, даже имеющаяся запись с видеорегистратора, на которой видно, что Mercedes-Benz в нарушение правил передвигался по выделенной полосе, не смогла повлиять на решения судов низших инстанций. Водитель признавался нарушителем пункта 8.4 ПДД, предписывающего при совершении маневра уступить дорогу автомобилю справа. Ему был выписан штраф по ч. 3 ст. 12.14. КоАП РФ, согласно которой невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, наказывается штрафом в 500 рублей.

Однако Верховный суд встал на защиту водителя. Согласно постановлению Пленума Верховного суда от 25 июня 2019 года, если при совершении маневра водитель автомобиля нарушает ПДД, то никакого преимущества на дороге у него нет.

В решении Верховного суда говорится, что при разборе ситуаций «необходимо учитывать, что водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД, по траектории, которая не допускается, не имеет преимущественного права движения». С учетом этих обстоятельств ВС прекратил административное дело в отношении автомобилиста, признав его невиновным.

   
   

Последствия для правых

Постановление Верховного суда имеет далеко идущие последствия. Теперь любой нарушитель, двигающийся по обочинам, а также по выделенным полосам для общественного транспорта или по разделительным полосам между двумя дорогами разных направлений, теряет правовой статус. Первые выигранные суды на этом основании становятся показательными для юридической практики.

«Верховный суд РФ является высшим судебным органом и дает разъяснения по вопросам судебной практики, — рассказывает член Ассоциации юристов России Ольга Эттлер. — В свете этого положения и разъяснения Пленумов ВС РФ обязательны для нижестоящих судов».

Правда, здесь оказываются в проигрыше и так называемые вежливые водители, которые на междугородних трассах сдают вправо на асфальтированную обочину, чтобы пропустить вперед другие автомобили. При возникновении ДТП они могут признаваться нарушителями, и вежливость обернется для них непредсказуемыми тратами на ремонт.

«Позиция Верховного суда подтверждает, что водитель, двигаясь по недопустимой траектории (в том числе и по выделенной полосе) нарушает ПДД РФ, и, соответственно, у других водителей нет обязанности уступать ему дорогу, — рассказывает член Ассоциации юристов России Наталья Скрябина. — Если подобное ДТП все же происходит, невиновному водителю следует указать инспекторам ГИБДД на все нюансы произошедшего, четко донести свою позицию и позицию Верховного суда.

В случае если необоснованный штраф невиновному водителю по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ будет назначен, то при оспаривании его в судебном порядке необходимо обратить внимание суда на Постановление Пленума ВС РФ № 20 от 25.06.2019 г.

В любом случае следует иметь в виду, что в России официально не существует „прецедентного права“ и суды могут не учитывать позиции ВС РФ, поэтому в случае отказа в удовлетворении иска не стоит опускать руки, при обжаловании другой суд рано или поздно примет точку зрения ВС РФ».

Однако это не значит, что правило «помехи справа» теперь не действует. Оно вступает в силу, когда оба водителя не нарушают правила, к примеру, при одновременном перестроении. Также необходимо пропускать водителей, которые перестраиваются с полосы разгона или выезжают через разрывы в автобусных полосах. Пропускать нужно и машины справа во время проезда перекрестка равнозначных дорог.