На российских дорогах при нанесении разметки не всегда соблюдаются установленные стандарты. Прерывистая линия может продолжаться всего пару десятков метров, а затем меняется на сплошную в тот момент, когда водители уже выехали на встречную полосу. Чтобы соблюсти правила, приходится тормозить, возвращаться на свою полосу и ждать более подходящего участка. Однако не все водители так поступают. Некоторые решаются завершить маневр обгона и прибавляют газу, чтобы не создавать позади себя аварийную ситуацию, тем более что впереди вроде бы все спокойно и нет мешающего встречного транспорта.
Предупредительные полосы
«Если вы не успели закончить свой обгон до сплошной линии разметки и вернулись в свою полосу уже через сплошную, то инспектор ДПС, зафиксировавший этот маневр, вправе составить протокол по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, — рассказал в интервью «За рулем» Михаил Черников. — Суд обязательно примет сторону обвинителя, руководствуясь постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 20 „О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“».
Дело в том, что нахождение на встречной полосе обгоняющих автомобилей потенциально опасно для других участников движения. Впереди может оказаться пешеходный переход или выезд с прилегающей дороги, где, возможно, есть крупный транспорт или даже спецтехника. Их водители не всегда замечают обгоняющие по встречной полосе автомобили, и есть большая вероятность возникновения аварийной ситуации, когда они выруливают на трассу. Именно поэтому перед перекрестками и выездами часто наносится сплошная разметка или устанавливаются знаки «Обгон запрещен».
Если разметка нанесена по ГОСТу, то сплошная линия начинается не сразу после прерывистой. Между ними, согласно ГОСТ Р 52289–2004, должна размещаться предупредительная линия под обозначением 1.6, представляющая собой удлиняющиеся полосы. Ее минимально допустимая длина в городе должна быть не менее 50 м, а на загородной трассе — 100 м. В этом случае водитель заранее видит, что обгон необходимо завершить, и имеет достаточно времени и пространства, чтобы вернуться на свою полосу.
Но дорожные службы не всегда качественно наносят дорожную разметку. Кроме того, во время дождя заметность ее резко снижается. Грузовики и прочий крупный транспорт разбрасывают брызги, которые не дают возможности считывать линии. В этом случае необходимо обращать внимание на знаки.
По обе стороны дороги
С апреля 2020 года вступили в силу изменения в ГОСТ Р 52289–2004, которые гласят, что знаки 3.20 и 3.22 «Обгон запрещен» должны устанавливаться на обочине по обе стороны дороги, то есть справа и слева проезжей части, если речь идет о двухполосной дороге, имеющей по одной полосе в каждом направлении. Делается это для того, чтобы исключить вероятность закрытия знака высокими кузовами грузовиков или крупными автобусами. При дублировании знака слева от дороги обгоняющий водитель сможет его заметить издалека и вовремя закончить маневр.
Таким образом, при выезде на встречную полосу лучше смотреть на знаки, а не на разметку, которая может стереться от времени или оказаться нанесенной не по ГОСТу.
Если водитель видел знак и не предпринял действий для избежания выезда на встречную полосу, то он нарушает ПДД. В соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ, выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
В общем, неважно, что водитель начал обгон через прерывистую разметку. Он обязан завершить маневр до сплошной линии или вовсе не выезжать со своей полосы движения. Так будет безопаснее для всех.