Базовые тарифы ОСАГО и их коэффициенты могут измениться с 31 августа. К концу лета Банк России намерен одномоментно расширить тарифный коридор базового тарифа по полису (ОСАГО) на 20%. Об этом 15 мая заявил заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин.
На сколько вырастут тарифы?
По словам Чистюхина, средняя цена полиса вырастет с 5800 до 7000 рублей, а минимальная стоимость полиса ОСАГО возрастет с 1500 до 1700 руб.
«Приблизительно средний водитель заплатит за полис 7000 руб., сейчас этот средний водитель платит 5800 руб.», — сказал Чистюхин.
Изменения тарифов ЦБ планирует утвердить летом, когда конкретно это произойдет, заместитель председателя ЦБ не уточнил. На сегодняшний день закон об ОСАГО дает регулятору право менять тарифы, но не чаще одного раза в год.
Когда последний раз менялись тарифы?
Последний раз ЦБ поднимал тарифы в апреле 2015 года, тогда базовый тариф по легковому транспорту вырос на 40% по отношению к прежде действовавшему уровню.
Что говорят страховщики?
Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс заявил, что РСА сейчас выступает за полное освобождение тарифа. Страховщики предлагают увеличить тариф ОСАГО для нарушителей правил и начинающих водителей, а для аккуратных водителей с большим стажем, наоборот, снизить. Сейчас стоимость ОСАГО рассчитывается из базового тарифа с поправкой на регион, мощность двигателя, стаж и возраст водителя, а также на коэффициент бонус-малус, который дает возможность скидки за безаварийную езду и, наоборот, надбавки за попадание в ДТП.
«Мы выступаем за полное освобождение тарифа, поэтапно в несколько приемов надо расширить тарифный коридор. Первый шаг, который нужно сделать в этом направлении, — это дать страховщикам возможность устанавливать некоторые коэффициенты. Мы говорим не о повышении тарифов для всех, а об установлении справедливого, более индивидуального тарифа. Нарушитель правил или начинающий водитель получит тариф больший, чем сейчас, а аккуратный водитель с большим стажем — меньший. Это позволит компенсировать издержки по рисковому сегменту, при этом хорошие водители не будут платить за плохих. Опыт Германии показывает, что при одномоментном освобождении тарифов произошло их падение. На прежнюю величину ставки тарифов не вернулись, даже несмотря на инфляцию», — говорит Юргенс.
Заместитель председателя Банка России заявил, что, согласно расчетам, тарифы ОСАГО недостаточны примерно на 47%, а изменение тарифного коридора на 20% «создаст конкурентные возможности для страховых компаний».
Несмотря на то, что очередное повышение со стороны ЦБ может быть вполне законным, эксперт страхового рынка Алексей Кондрашенко считает, что сейчас на страховом рынке достаточно проблем, которые нужно решать еще до повышения тарифов.
«Вспомним историю: буквально недавно многие автолюбители ездили без автогражданки, это было в основном на юге нашей страны. Было пять так называемых „токсичных“ регионов. А теперь что мы видим? Вся эта история поднимается ближе к центру и доходит до Москвы и Санкт-Петербурга и других крупных городов. Что получилось? Когда устроили натурализацию и начали уходить от денег к оформлению выплат в виде ремонта, то столкнулись со следующей проблемой: у населения транспортные средства не такие уж новые, и когда владельцы приезжали на сервис, то они сталкивались с тем, что им приходилось доплачивать за износ деталей.
Второй момент: не секрет, что с поднятием курса валют и санкциями возросла стоимость автозапчастей на станциях техосмотра. Страховщики на фоне этого всего оказались в тупике, с одной стороны, они видят, как растет количество жалоб, с другой стороны, они понимают, что люди перестают покупать полисы ОСАГО из-за недостаточного количества денежных средств у страховщиков. Раньше к ним приходили 100 человек, а теперь — не 100, а 80, выплат не хватает. Многие сейчас стали ездить без страховки, так как перестали верить в то, что им выплатят необходимую сумму. В результате получается, что мы ушли от автоюристов, заменили денежные выплаты на натуральные, но пришли к тому, что теперь населению не стало лучше, выплаты по ОСАГО все равно недостаточные. Так что о повышении тарифов говорить пока рано», — говорит Кондрашенко.
Смотрите также:
- Поддержка модернизации. РСА и эксперты — за изменение тарифов ОСАГО →
- Новые тарифы ОСАГО. Онлайн-конференция →
- На сколько подорожает ОСАГО? →