Ужесточение штрафов, а также внедрение автоматизированных систем контроля за потоком транспорта — это не единственные методы борьбы за сокращение жертв ДТП. В некоторых случаях уже подключаются и статьи Уголовного кодекса.
Трагический случай, произошедший в Иркутске, может заметно изменить принципы наказания за ряд дорожных нарушений. Напомним, что осенью прошлого года дорожный хулиган подрезал и фактически вытолкнул со своей полосы на встречную часть дороги машину с женщиной и двумя детьми. Произошло лобовое ДТП, в результате которого пострадала семья и погиб водитель третьей машины. Виновник происшествия скрылся с места ДТП, но был найден и взят под стражу. После 4-месячного следствия в январе 2020 года была установлена его вина и судом вынесено беспрецедентное решение. Мужчину приговорили к 15 годам лишения свободы с пребыванием в колонии строгого режима за преднамеренное убийство, совершенное общественно опасным способом. Ранее такие случаи проходили по иным статьям УК и расценивались как ДТП с гибелью людей, наказание за которые было намного меньше. О том, может ли «опасная езда», приведшая к гибели людей, и впредь расцениваться как преднамеренное убийство, рассказывает член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина.
Беспрецедентное право
Как всем известно, право в России не прецедентное, и вступившее в силу решение суда в Иркутске на другие подобные случаи повлиять не может. Судебные решения в России не считаются источником права. Однако единой позиции относительно понятия и правовой сущности «опасной езды» не выработано. На этот счет давно ведутся дискуссии, поэтому не исключена возможность данного правоприменения к решениям судей по аналогичным вопросам.
Согласно правилам дорожного движения, «опасным вождением» считается неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и движение других водителей создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения другого материального ущерба. На сегодняшний день штраф за «опасное вождение» предполагают повысить до пяти тысяч рублей.
Стритрейсеры под прицелом камер
К сожалению, в основном «опасная езда» сходит лихачам с рук до тех пор, пока не появляются жертвы. Несмотря на то, что в ПДД введено понятие «опасное вождение» и существуют штрафные санкции по отношению к нарушителям, ни штрафы, ни лишение прав, ни общественные работы не могут остановить лихачей от гонок на улицах и наглого, опасного поведения на дорогах. Немало подобных прецедентов происходит на Мосфильмовской улице, где стритрейсеры создают опасные ситуации на дороге. В любой момент их действия могут привести к гибели людей. Ответственность за опасное вождение появилась в ПДД ещё в 2016, но при этом до сих пор нет полного понимания, кто и как будет квалифицировать это нарушение. Без видеозаписей регистрировать «опасные вождение» крайне трудно. Ведь перед тем, как наложить штраф, сотрудники ГИБДД должны стать свидетелями нескольких нарушений, совершенных друг за другом многократно. К примеру, несколько перестроений и опасных маневров между автомобилями. Если экипаж ГИБДД не гонится за лихачом и не снимает погоню на видео, а стоит у обочины дороги, то инспектора не могут видеть весь комплекс опасных ситуаций. В лучшем случае такого лихача можно привлечь за превышение скорости. Поэтому наказание за «опасное вождение» применяется редко.
Усугубление ответственности
Однако при совершении смертельного ДТП лихачество на дороге может существенно усугубить ответственность нарушителя ПДД. В случае если такое безответственное поведение водителя на дороге привело к смерти человека, его действия теперь вполне могут квалифицироваться уголовным кодексом как «убийство, совершенное общеопасным способом», а также как «умышленное причинение вреда здоровью». Опасная езда на дороге или нелегальные гонки со смертельным исходом проходят не только в нашей стране. В Европе с ними борются суровыми методами. В Германии накануне суд впервые приговорил двух стритрейсеров к пожизненному заключению за то, что они насмерть сбили человека. Аргументы судьи были простыми: это преднамеренное убийство, потому что водители действовали осознанно, понимая, что рискуют жизнью других людей.
Смотрите также:
- Считается ли припаркованный автомобиль препятствием на дороге? →
- Особо опасен. Как наказывают лихачей в разных странах →
- В ГИБДД уточнили термин «опасное вождение» →