Прав на всех не хватит. О подготовке перехода на 10 водительских категорий

С 5 ноября 2013 года вступают в силу поправки к Федеральному закону № 196 «О безопасности дорожного движения», которые коснулись почти всех аспектов получения водительских удостоверений. Напомним, что в соответствии с ними появилось несколько новых категорий и подкатегорий, вводится пометка об управлении автомобилем только с АКПП, отменён экстернат, экзамены сдаются в два этапа и ряд других изменений.

   
   

Что успели

За 5 дней до вступления закона в силу МВД подготовило приказ, который изменит внешний вид водительского удостоверения. Это стало необходимым с вводом дополнительных категорий и подкатегорий. Изменения коснутся оборотной части, на которой добавятся следующие строчки: «А1» для водителей лёгких мотоциклов с объёмом двигателя до 125 см3, «В1» для водителей квадроциклов и трициклов, «С1» — водителям грузовиков до 7,5 тонны, «D1» — водителям автобусов до 16 мест, а также «С1Е» и «D1Е», если последние будут ездить с прицепом. Для водителей мопедов и скутеров («М»), трамваев («Tm») и троллейбусов («Tb»), помимо отдельной графы, будет ещё введён и новый шрифт написания.

Новый бланк также будет предусматривать место для отметки о том, что водитель может управлять транспортным средством только с автоматической коробкой передач. В этом же месте, помимо отметки «АТ», при необходимости будут указаны и другие ограничения.

28 октября 2013 г. было принято постановление Правительства РФ № 966 г. Москва «О лицензировании образовательной деятельности», в котором прописаны основные требования к автошколам и возможность проведения теоретического экзамена и площадки вне ГАИ. Учебные заведения по подготовке водителей должны пройти проверку ГАИ и только после этого получат лицензию, впрочем, это коснётся только новых автошкол. Да и требования, которые будут проверяться, пока не составлены.

Изменение бланка и постановление о лицензировании — единственные публичные документы, которые смогло подготовить МВД. Впрочем, с утверждением и печатью новых водительских удостоверений можно сильно не торопиться.

Что не успели

До сих пор не разработаны программы подготовки водителей по новым категориям и подкатегориям. Минтранс и Минобразования так и не договорились, кто отвечает за подготовку водителей. Транспортники традиционно отвечали за «профессионалов», то есть за водителей грузовиков и перевозчиков пассажиров, а «учителя» просто не знают, как подступиться к программе со столь высокой ответственностью. Даже если эти программы будут разработаны в самые сжатые сроки, то их нужно будет ещё согласовать и утвердить.

Автошколы, которые теперь, в соответствии с новым Законом об образовании, имеют статус обычного учебного заведения, будут получать лицензию на осуществление обучения также на общих основаниях. Теперь они должны иметь медицинский кабинет и точку для полноценного питания учащихся. Но главное — они должны иметь учебный план и программу обучения водителей соответствующих категорий, которые ещё не разработаны министерствами.

   
   
Фотофакт АиФ

Что не собираются успевать

Госдума в спешном порядке приняла поправки к поправкам. Они касаются получения иностранцами, занимающимися коммерческими перевозками, водительских удостоверений российского образца. В соответствии с 92-Ф3 «не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

Этот пункт закона о безопасности дорожного движения был очень положительно принят общественностью после череды аварий, виновниками которых стали люди, не являющиеся гражданами России. Новые поправки переносят введение этого пункта на 14 мая 2014 года. Опять же нет документа, который должен регулировать получение иностранцами удостоверений российского образца. С одной стороны, эксперты шутят, что если всем водителям из соседних государств запретить вождении в России, то встанет большинство маршруток и часть коммерческих перевозок. С другой — о введении нормы было известно с мая, и добропорядочные перевозчики могли бы уже получить российские права, тем более что это было возможно без обучения в автошколе, которое станет обязательным для всех.

Владельцам удостоверений

Простым водителям, уже имеющим права, беспокоиться не о чем — их документы не подлежат обязательной замене и будут действовать весь указанный в них срок (10 лет с момента выдачи). Когда придёт время менять удостоверение, то имеющиеся категории будут автоматически перенесены в новые права. А вот тем, кто хочет управлять другими транспортными средствами, придётся учиться, даже если навыки уже есть, ведь экстернат отменён.

В ближайшее время можно будет ожидать целую череду различных документов, созданных для исполнения закона. Насколько они будут проработаны, покажет время и показатель безопасности на дорогах.