К вопросу повышения безопасности на дорогах теперь подошли с точки зрения здоровья. В Госдуму внесён законопроект, который вносит поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Документ уже прошёл первое чтение и получил несколько изменений, готовится ко второму.
В случае принятия проекта главные изменения коснутся статьи 28 закона «О безопасности дорожного движения», в котором перечислены основания прекращения действия водительских прав. К уже привычным положениям об окончании срока действия прав и их лишения за нарушения ПДД добавляется ещё один повод:
«Выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик».
По действующему сейчас законодательству, медицинское освидетельствование проводится при получении водительского удостоверения как выпускниками автошколы, так и водителями, уже имевшими права, вне зависимости от того, истёк ли их срок или их действие было прекращено по решению суда. Вторая категория осматриваемых — водители коммерческого автотранспорта, осмотры которых проводятся перед каждым рейсом (для пассажирских перевозок) или выборочно. Если же законопроект будет принят, то водителей могут отправлять на внеочередное освидетельствование при возникновении подозрений на наличие медицинских противопоказаний к управлению автомобилем. Порядок прекращения действия водительских прав по медицинским показаниям будет определён Правительством РФ.
Законопроект сейчас имеет одну очень спорную формулировку. Для получения справки от медкомиссии нужно проходить «обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом», которое «осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя». То есть осмотры у пяти обязательных специалистов можно сделать в коммерческих клиниках, имеющих соответствующую лицензию, а часть осмотров — только в поликлинике. По мнению законодателей, это должно снизить количество людей, стоящих на учёте в диспансерах и при этом каким-то образом получивших положительные заключения на возможность управления транспортным средством.
Минздрав подготовил ещё одну поправку, которая пока не вошла в текст закона, но будет предложена. Это инициатива по обязательному наличию у водителя медицинской справки. При этом в ГИБДД уже говорят о том, что планируется создавать электронную базу по водителям, которая в том числе будет иметь информацию о наличии медицинской справки.
Но для того, чтобы эти нормы имели реальное влияние на безопасность, нужно внести поправки и в ряд других законов. Правовое управление Госдумы уже указало на то, что в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не используется понятие «медицинские ограничения», соответственно, нужно будет вводить его определение. Чтобы нормы работали, нужна и дополнительная ответственность — как за непрохождение внеочередного медицинского освидетельствования, так и за отсутствие справки, если предложение Минздрава будет принято.
Смотрите также:
- ГАИ разъяснила поправки к КоАП относительно выезда на встречную полосу →
- Что поменяется для крымских водителей при присоединении к РФ →
- 17 нарушений ПДД, штрафы за которые вырастут в 5 раз →