Вопреки кризису. Что происходит в российской автоиндустрии?

Алексей Сивашенков / АиФ

Ford Sollers

Кажется, на заводе в Елабуге, открытие которого 3 сентября посетил корреспондент АиФ.ru, будущее уже настало: в просторном цеху трудятся одни роботы; нет ни шума, ни гама — только мерное жужжание механизмов. Гигантская механическая рука прокручивает коленчатый вал, прикасается к нему резцом, тут же замеряет лазером и снова прокручивает — он должен вращаться с определённой силой. Зрелище завораживает. Конечно, если приглядеться, сотрудников тоже можно увидеть, но их совсем мало — производство двигателей автоматизировано на 95%.

   
   

Впечатляющая цифра, но и другие показатели предприятия тоже впечатляют. Двадцать цехов (среди которых — лаборатория качества и обучающий зал для новых сотрудников) занимают площадь в 42 600 кв. м — это примерно шесть футбольных полей. По словам президента и СЕО Ford Sollers Марка Овендена, на сегодняшний день елабужский завод — самый технологически продвинутый моторный завод Ford в мире.

Фото: АиФ/ Алексей Сивашенков

Строительство было начато ещё в 2013 году, а общий объём инвестиций превысил 275 миллионов долларов. Несмотря на кризис, производство введено в эксплуатацию в срок: на первом этапе годовая мощность составит 105 тысяч двигателей, в дальнейшем она может быть увеличена до 200 тысяч. На заводе будут выпускаться двигатели Ti-VCT Sigma объёмом 1,6 литра и мощностью 85, 105 и 125 лошадиных сил. Такими моторами комплектуются самые ходовые и массовые модели Ford в России — Focus, Fusion и Fiesta.

Главная задача предприятия — повысить уровень локализации, что позволит «отвязать» цены на автомобили от валютных скачков. Некоторые сложные в производстве узлы будут покупаться у российских поставщиков. В совокупности это должно обеспечить локализацию агрегата на уровне 50%, однако точные цифры пока не называются.

Volkswagen Group Rus

Схожей политики локализации придерживается и немецкий концерн: 4 сентября в Калуге на территории индустриального парка «Грабцево» был открыт завод по производству двигателей; в новое производство «Фольксваген» инвестировал 250 миллионов евро. Предприятие площадью 32 тысячи квадратных метров даст работу 400 специалистам; расчётная мощность — 150 тысяч двигателей в год. Таким образом, каждый третий автомобиль концерна, собираемый у нас, будет комплектоваться отечественным двигателем.

Фото: АиФ/ Алексей Сивашенков

«Можно сказать, что производство двигателей полностью локализовано, это по-настоящему российский двигатель, — подчеркнул генеральный директор Volkswagen Group Маркус Озегович. — Заготовки и головки блока цилиндра будут поступать в Калугу с ульяновского завода компании Nemak. Алюминий тоже будет российский. А в производственном цикле используется песок местного происхождения».

На заводе будет налажен выпуск двигателей 1,6 MPI серии EA 211, мощностью 110 лошадиных сил. Такие агрегаты ставятся на производящиеся в Калуге Skoda Rapid Volkswagen Polo. А также Skoda Octavia, Skoda Yeti и Volkswagen Jetta, сборка которых налажена на заводе в Нижнем Новгороде.

   
   

Nemak

Одиннадцатого сентября на территории промышленной зоны «Заволжье» Ульяновской области был открыт завод автокомплектующих Nemak — крупной мексиканской компании, входящей в состав конгломерата Alfa и владеющей тремя десятками предприятий в Европе и Азии. Годовой оборот компании составляет $3,6 млрд; её специализация — выпуск головок и блоков цилиндров, а также корпусов коробок передач.

Фото: АиФ/ Алексей Сивашенков

Интерес к российскому рынку Nemak проявила ещё в 2012 году, обратившись в Российско-германскую внешнеторговую палату с просьбой подобрать площадку для размещения производства с использованием алюминиевого литья. В 2013 году соглашение было подписано, а год спустя началось строительство завода на 300 рабочих мест. Суммарный объём инвестиций со стороны Nemak составил 4 млрд рублей.

Согласно проекту, расчётная мощность предприятия составляет 1 млн деталей в год. Комплектующие, изготовленные в Ульяновской области, будут использоваться при производстве автомобилей Volkswagen, а также, возможно, российским автопроизводителем УАЗ.

Смотрите также: