Удобство без гарантии. Какие опасности есть при покупке автомобиля онлайн?

Режим самоизоляции и карантинные мероприятия повлияли на сложившиеся схемы продаж. Теперь все чаще автомобиль можно заказать в интернете, и его привезут на эвакуаторе. Юридическое оформление происходит бесконтактно, то есть через электронную подпись, и подтверждается при финальном заключении сделки с приехавшим в указанное покупателем место менеджером. Какие подводные камни есть у такого взаимодействия?

   
   

Интернет-дилеры

Одним из первых в России начал продавать автомобили через интернет холдинг «Фаворит Моторс». Несколько лет назад был запущен онлайн-салон Favorit-Digital. Доставка автомобиля в пределах МКАД обходилась тогда покупателю в 3 тыс. рублей, а страховые затраты на перевозку дилер брал на себя. С 2019 года многие автопроизводители запустили подобные сервисы. А за ними подтянулись и крупнейшие ритейлеры. AliExpress открыл в России продажи китайского бренда Chery в партнерстве с его официальным дистрибьютором. Онлайн-сервис для продажи автомобилей в апреле запустил и Сбербанк под брендом «СберАвто». А с лета 2020 года Ozon совместно с ГК «Автомир» создали мультибрендовый онлайн-салон, в котором можно купить модели 14 автомобильных брендов, включая Hyundai, Nissan, Kia, Renault, Volkswagen и др.

Главное удобство при онлайн-продажах — это возможность выбрать и получить машину не выходя их дома. Дилер обязуется привести ее на эвакуаторе вместе с документами и номерами. Покупателю остается только перевести деньги со своей карты и подписать договор у менеджера, который приедет вместе с товаром.

Трудности продаж

«Проблема в такой форме продаж всегда одна. Человек покупает кота в мешке, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Конечно, он знает машину, катался на ней и знает, как действуют опции и различные системы. При приобретении важно провести осмотр автомобиля. Важно также перед покупкой внимательно прочитать договор, в особенности то, что написано мелким шрифтом». Иначе вернуть или предъявить претензии продавцу будет трудно. Конечно, крупные дилеры не допускают откровенно мошеннических схем, однако в спорах с покупателями, которые всегда возникают после дорогих сделок, новая форма продаж может быть использована ими в свою пользу.

К примеру, электронные документы хоть и имеют юридическую силу, но российское законодательство при определенных условиях позволяет судьям признавать их недействительными. Это означает, что в случае серьезных поломок могут быть проблемы с гарантийным ремонтом или возвратом автомобиля.

Есть много нюансов при получении машины. Это оформление номеров, регистрация в ГИБДД, страховка, кредитование. Все это можно сделать онлайн, но не каждый автомобилист готов разбираться в тонкостях этой процедуры. При оформлении документов бесконтактным способом можно наделать ошибок и потерять время. К примеру, при получении автомобиля не всегда удается уложиться в положенный по закону пятидневный срок регистрации. Тогда возможен штраф от ГИБДД.

   
   

Кроме того, после доставки может возникнуть разочарование, поскольку ожидания не будут соответствовать результату. Поэтому перед покупкой необходимо всегда делать тест-драйв машины и не один, чтобы знать товар, который покупаешь.

Сложившийся ритуал

Главный враг онлайн-продаж другой. Человек при заказе онлайн лишается эмоционального подкрепления от приобретения автомобиля. Ему важно почувствовать внимание менеджеров, побывать в красивом месте и ощутить собственную значимость.

Посещение дилерского центра при покупке нового автомобиля давно превратилось в устойчивый ритуал. Даже если автомобилист давно решил, что он купит, провел несколько тест-драйвов и собрал рекомендации от друзей и знакомых в отношении той или иной модели, он все равно идет оформлять сделку в дилерский центр.

По словам исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, потребителю нужен тест-драйв, ощущения от знакомства с машиной, его контакт с изделием. Даже в США, где автомобили больше расцениваются как потребительский товар, а не элемент статусности, как у нас, онлайн-продажи пока составляют малую часть рынка: всего 3%.

Однако подрастает поколение, которое целиком погружено в онлайн, и тогда, возможно, с ростом числа потребителей, умеющих вести активную жизнь в Сети, количество проданных через интернет автомобилей заметно вырастет.