Tesla в пролете? Немецкие автопилоты оказались лучше, но все равно подводят

© / Flystock / Shutterstock.com

Euro NCAP опубликовала результаты испытаний систем помощи водителю Highway Assist. Эта электроника устанавливается на автомобили серийно и способна на время брать управление машиной на себя. Пока ее возможностей хватает только на движение по автострадам, но и этого вполне достаточно, чтобы совершать множество ошибок. Автомобили Tesla уже не раз попадали в аварии под управлением электроники. Ряд нашумевших дорожных происшествий потребовал проведения независимых исследований. Европейская лаборатория Euro NCAP (The European New Car Assessment Programme) совместно с английской компанией Tachtam Research разработала критерии экспертизы новых электронных систем и провела изучение возможностей так называемого автопилота. Результаты оказались безрадостными.

   
   

Немцы лучше американцев

Для экспертизы были отобраны Tesla Model 3, Audi Q8, BMW 3-Series, Mercedes-Benz GLE, Volvo V60, Volkswagen Passat, Peugeot 2008, Nissan Juke, Ford Kuga и Renault Clio. Все участники тестов были оснащены электронными системами Highway Assist, которые могут полностью контролировать транспортное средство на скоростных шоссе. Программы научены тормозить при появлении опасности, обруливать перестраивающиеся машины, а также разгоняться и удерживать машину в рамках одной полосы на скоростной дороге. Программа ориентируется не только по линиям разметки, но и по соседним транспортным средствам, движущимся параллельно.

Компания Tachtam Research представила специальные тесты, которые осуществлялись на собственном полигоне в Великобритании. Highway Assist проводился через несколько упражнений, таких как замедление, экстренное торможение, торможение перед внезапно остановившимся автомобилем, торможение и объезд внезапно появившегося препятствия.

Кроме того, оценивался баланс между технической адекватностью электроники и сохранением внимания водителя. Специалистам было важно понять, насколько электроника притупляет бдительность человека и что будет, когда человек решит вмешаться в управление и перехватит руль.

По результатам испытаний системам Highway Assist на различных автомобилях выставлялась одна из четырех оценок: Entry (начальная), Moderate (умеренная), Good (хорошо) и Very Good (очень хорошо).

Средние результаты

Результаты тестов оказались неожиданными. Система автономного вождения на Tesla Model S выступила на оценку Moderate (умеренно). Причиной тому стала низкая нагрузка на водителя. Автопилот берет управление на себя и не позволяет вмешиваться в процесс управления. За низкое взаимодействие с человеком электронику электрокара назвали «авторитарной». Водитель за рулем может только реагировать на сигналы машины, из-за чего бдительность притупляется, и человек теряет интерес к дороге, полагаясь на искусственный интеллект.

   
   

Однако с точки зрения реакций на препятствия и по функционалу электроника Tesla оказалась самой передовой. Она получила 87 и 95 баллов из 100 возможных.

Оценку Moderate также получили Volkswagen Passat, Nissan Juke и Volvo V60. Хуже них были только Renault Clio и Peugeot 2008, которые получили начальную оценку Entry.

Лучшими в тестах признаны Audi Q8, BMW 3-Series, Mercedes-Benz GLE. Несмотря на то что по функционалу их системы немного проигрывали Tesla и набрали от 83 до 89 баллов, по уровню вовлеченности водителя в процесс управления они намного опережали американский электрокар.

Немецкие машины не позволяют человеку отвлекаться от дороги и заставляют держать руки на руле. По уровню вовлеченности водителя они получили от 78 до 85 баллов из 100 возможных, в то время как Tesla — только 36.

Автопилот пока еще хуже человека

Как отмечают специалисты Euro NCAP, постоянный контроль за Highway Assist очень важен. Электроника еще не может быстро реагировать на неожиданности на трассе. Чтобы оценить обстановку, программе требуется несколько секунд. Она успевает затормозить и даже объехать выкатывающееся на соседнюю полосу транспортное средство. Однако если автопилот ведет машину в потоке и впередиидущие автомобили вдруг начали уходить в другой ряд, чтобы обрулить препятствие, автопилот не успевает среагировать, допуская ДТП. Такие аварии удалось смоделировать на полигоне Tachtam Research.

Подобные ДТП регистрировались и в реальной жизни. К примеру, в Москве электрокар Tesla не заметил работающий в левой полосе эвакуатор из-за большого количества машин впереди и не смог быстро оценить ситуацию, когда они начали перестраиваться.

Вывод Euro NCAP однозначен. Полагаться на Highway Assist как на полноценного водителя недопустимо на всех исследуемых машинах.