Ставка на «Москвич». С каких моделей начнут производство

Сборочный цех автомобильного завода «Москвич». © / Евгений Биятов / РИА Новости

Завод «Москвич» анонсировал пять моделей, среди них есть первый российский электроавтомобиль.

   
   

Четыре кроссовера и седан

Власти столицы подписали соглашение с «КАМАЗом» о производстве легковых машин на базе завода «Москвич». С 1998 по март 2022 года предприятие принадлежало французской компании «Рено». Уходя с российского рынка, она забрала с собой всю документацию. Плюс французы, мягко говоря, не стремились сотрудничать с российскими поставщиками, отдавая явное предпочтение иностранным комплектующим и запчастям. Поэтому возрождённому «Москвичу» приходится налаживать работу практически в «чистом поле» и с нуля.

Первыми ласточками станут 4 модели с двигателями внутреннего сгорания и один электрокар. Внешне они могут быть похожи на популярные сегодня кроссоверы и седаны. Но столица приобрела предприятие не для того, чтобы там выходили копии импортных машин, в которых из российского только название. Долгосрочная задача поставлена совсем другая.

На прошлой неделе Владимир Путин встречался с победителями конкурса «Лидеры России», разговор шёл в том числе о перспективах столичного завода. «Там вызов непростой, — сказал президент Путин. — Вся страна ждёт результатов. Нужно, конечно, стремиться не к импортозамещению, а к приобретению новых своих собственных передовых и перспективных технологий и своих технологических ключей».

Коллаж Андрея Дорофеева

Именно по такому пути и станет развиваться завод. «На первом этапе будем заниматься сборкой машин из дружественных нам стран, на втором этапе — более глубокой локализацией производства, — сказал мэр Собянин во время посещения завода. — И параллельно начинаем работать над созданием собственной платформы электромобиля «Москвич».

Мэр сделал особый акцент на том, что нужно «не догонять, а создать новую модель — модель будущего. Электрический транспорт — это всё равно будущее, оно наступит через 5, через 10 лет». И тут на помощь Москве придёт отечественный производитель с отличной репутацией, гигантскими мощностями и собственными разработками. По словам гендиректора «Камаза» Сергея Когогина, компания много лет назад отказалась от легковушек: «Но на всякий случай мы занимались разработками легковых автомобилей — концептуально смотрели тенденции именно в электрическом транспорте, нас не интересовали классические автомобили. И этот “на всякий случай” сегодня получает право на жизнь».

Три шага до электромобиля

Определена и стратегия на ближайшие 8 лет. Первой на заводе стартует крупноузловая сборка автомобилей. До конца года выпустят как минимум 600 единиц техники, при этом каждая третья машина будет с электродвигателем. В следующем году в продажу должны поступить 50 тыс. авто (электрической будет каждая пятая). План на 2024 год ещё солиднее: не менее 100 тыс. транспортных средств, в том числе 20 тыс. станут заряжаться «от розетки». Компоненты будут приходить из дружественных России стран от разных производителей.

   
   

Что касается сборки мелкоузловой, то её запустят к 2024 году. На этом этапе должно значительно вырасти применение российских компонентов (кузовных деталей, силовых элементов управления, тормозных систем). После этого начнётся самое интересное — на «Москвиче» обещают производить электрические автомобили, где ключевые компоненты будут иметь отечественное происхождение. Речь идёт об электродвигателе, батарее, системе безопасности и управления. «Предстоит фактически с нуля разработать новый современный российский легковой автомобиль, который будет удобным и безопасным», — объясняет глава столичного Дептранса Максим Ликсутов.

Новые тренды автостроения

Эксперты сходятся во мнении, что такая стратегия экономически правильная, плюс она позволяет запустить конвейер в максимально короткие сроки. «Создание абсолютно новой оригинальной линейки требует серьёзной инженерной, конструкторской, технологической, производственной и испытательной деятельности, —

рассказал “АиФ” профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Норайр Блудян. — Поэтому совершенно разумно и рационально выбрана стратегия на начальном этапе воспользоваться имеющимися компетенциями и наработками. Что надо подчеркнуть особо: развитие в столице электрических транспортных средств является глобальным трендом, который задолго до ухода компании “Рено” из России был определён властями Москвы как приоритетный. Так что завод “Москвич” и его будущая электропроизводственная линейка органично вписались в рамки этого тренда».

Уже известно, что завод станет поставлять продукцию не только на открытый рынок, но и будет обеспечен долгосрочным госзаказом. Например, только такси и каршеринг столицы и области готов забирать 40–60 тыс. электромобилей, а вместе с другими регионами цифры будут намного больше. Это позволит обеспечить работой 40 тыс. человек, которые трудятся на московском заводе и в компаниях, поставляющих автокомпоненты. Кстати, купив производство, Москва сохранила весь коллектив бывшего «Рено» (сейчас в штате компании 2305 человек) и выплатила «французские» долги по зарплате за прошлый год на сумму 691 млн руб. 

«Мы сделаем всё, чтобы завод работал, его коллектив был сохранён, а граждане получили качественный автомобиль», — сказал мэр Собянин, посетив «Москвич».

Мнение эксперта

Автоэксперты предполагают, что «Москвич» предложит модели с ДВС в диапазоне 1,4–4 млн руб. А сколько должен стоить электрокар, чтобы люди могли себе его позволить? Рассказывает руководитель проекта «Пробок нет» Александр Шумский:

— Вопрос сложный. Идеальной была бы стоимость в несколько миллионов, но, наверное, дешевле 5 млн электрокар быть не может. Что касается того, хватит ли в столице зарядных станций, то их уже достаточно и становится всё больше. Столичная инфраструктура давно готова к тому, что количество электрокаров будет увеличиваться. (Карта городских станций размещена на сайте transport.mos.ru в разделе «Энергия Москвы». Там же можно задать нужный маршрут, и программа предложит ближайшие «розетки». По данным столичного Дептранса, сейчас доступно 107 локаций.Ред.). Кстати, помимо городских зарядных станций есть немало аналогичного оборудования от частных операторов, их можно встретить около торговых и офисных центров. Плюс как только число электрокаров начнёт быстро расти, зарядки появятся и на столичных АЗС. Особо отмечу: за пользование городскими станциями не нужно платить. Это одна из привилегий, которые город предоставляет водителям, сделавшим выбор в пользу безопасного для экологии транспорта. Другая важная льгота — такую машину можно оставлять на уличных парковках бесплатно. А ещё москвичи, владеющие электрокарами, не платят за них транспортный налог. 

Кстати

В каком положении сейчас автопром?

«Рено» ушёл с авторынка, корейские и японские заводы под С.-Петербургом встали, «Фольксваген Груп Рус» остановил производство в Н. Новгороде (на промышленной площадке «Группы ГАЗ») и закрывает там свой офис. С января по май российский автопром выпустил 268 тыс. машин, это на 56,4% меньше, чем за тот же период 2021 года. На «Автовазе» ситуация улучшается — там обещают выдавать до 800 тыс. авто в год в «антикризисных» комплектациях. Ульяновский автозавод оказался самым импортонезависимым, поэтому до остановки конвейера дело не дошло. Но машины он выпускает без блока «ЭРА-ГЛОНАСС», системы распределения тормозных усилий, антиблокировочной системы (ABS) и подушек безопасности.