Слабое место. Почему выпущенные до 2015 года седаны признали опасными

© / conrado / Shutterstock.com

На вторичный рынок активно выходят автомобили, которые покупались во второй половине прошлого десятилетия. Toyota Corolla, Volkswagen Jetta, Chevrolet Cruze и Kia Rio казались тогда безопасными и получали высшие оценки по европейской и американской методикам Euro NCAP и NHTSA. Однако специалисты американского Страхового института дорожной безопасности IIHS решили проверить информацию о «пятизвездности» популярных седанов. Была разработана более совершенная методика проведения краш-тестов, которая вскрыла крупные недоработки их конструкции.

   
   

Независимые оценки

Страховой институт дорожной безопасности IIHS финансируется крупными страховыми компаниями США и проводит изучение поведения машин в экстремальных условиях. Он также контролирует передовые разработки в области активных систем защиты водителя и пассажиров. В 2012 году институт ввел важное изменение в проведение краш-тестов. Теперь все автомобили они бьют с малым перекрытием в 25% на скорости 64 км/ч, имитируя удары по касательной, какие бывают при попытках избежать лобового столкновения. По итогам испытаний IHS присваивает только четыре оценки: «хорошо», «приемлемо», «неудовлетворительно» и «плохо».

Европейская методика Euro NCAP предполагает испытания по другим правилам. Машины тестируются на безопасность при ударе на скорости в 60 км/ч о неподвижный жесткий барьер, который перекрывает передок машины на 40%. То есть имитируется лобовое столкновение двух машин, немного заехавших за пределы разделительной полосы.

Автопроизводители давно знают эту методику и разрабатывают новые машины таким образом, чтобы они проходили эти испытания на отлично. В начале 2010-х годов появилась целая плеяда автомобилей классов C и B, которые впервые получили по 5 звезд. Однако независимые испытания IIHS вскрыли их слабые стороны.

Удар в «глаз»

Если бить машины с перекрытием не 40%, а 25%, то удар приходится в фару и проникает дальше в крыло, мимо крепкого лонжерона, который по задумке инженеров должен поглощать энергию. Лонжерон остается невредим, а жесткий барьер срезает часть кузова, отрывает колесо и крепко бьет в защитную капсулу пассажирской кабины, а вернее, в одну из ее нижних частей, то есть в основание стойки крыши. Это единственное серьезное препятствие гнется при столкновении и вдавливает часть кузова внутрь кабины. Практически все популярные машины классов A, B и C, испытанные в 2012-2015 годах, провалили краш-тесты с малым перекрытием. 

Из 11 моделей класса А, протестированных в 2012-2013 годах с перекрытием 25%, лишь Chevrolet Spark получил оценку «удовлетворительно», а остальные показали результаты «неудовлетворительно» и «плохо». «На двойку» разбились Mazda 2, Kia Rio, Toyota Yaris и Ford Fiesta. Хуже них были Mitsubishi Mirage, Nissan Versa, Toyota Prius C, Hyundai Accent и Fiat 500. У последнего, к примеру, оторвало водительскую дверь и манекену прищемило руку.

   
   

Плохие премиалы

Среди компактных седанов картина была тоже не самой радужной. «Двоечниками» оказались Chevrolet Cruze, Chevrolet Aveo, Volkswagen Tiguan первого поколения. Среди премиальных машин на оценку «неудовлетворительно» выступили BMW 3 серии и Mercedes С-класса. Audi A4 разбилась на оценку «плохо».

Toyota Corolla по результатам IIHS 2013 года тоже показала оценки не лучше. Удар вдавил кузов со стороны водительского места, сломав манекену левую голень. Голова манекена соскользнула с подушки безопасности, которая ушла в сторону на 10 см из-за перемещений рулевой колонки. Манекен проскочил между подушками и ударился головой о жесткую стойку. Водительская дверь вырвалась из проема. В итоге IIHS присудил машине оценку «неудовлетворительно».

А вот по итогам классических тестов Euro NCAP Toyota Corolla в 2013 году получила максимальные баллы за безопасность. Примерно так же провалились Toyota RAV4, Volkswagen Jetta, Ford Kuga и пр.

Из 60 машин-«отличниц» Euro NCAP, испытанных в 2013-2015 годах институтом IIHS, больше половины заработали оценки «неудовлетворительно» и «плохо». Ситуация стала выправляться после 2015 года, когда производители внесли изменения в конструкцию машин и укрепили нижнюю часть кузова.

В испытаниях института IIHS принимали участие автомобили, продающиеся на территории США.