Примерное время чтения: 8 минут
6517

Результаты краш-тестов: непристёгнутый пассажир может убить водителя

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Куда и зачем утекают телезвёзды? 23/08/2017 Сюжет Безопасное движение
Именно водитель должен проследить, чтобы все пассажиры в его машине были пристёгнуты.
Именно водитель должен проследить, чтобы все пассажиры в его машине были пристёгнуты. Shutterstock.com

Ещё 10 лет назад таких было всего 32%. Сегодня совсем не пристёгиваются только 5% водителей, ещё 10% делают это периодически. Цифры обнадёживающие, но жизнь подсказывает, что за процентами, которые игнорируют такой важный элемент пассивной безопасности, как ремень, стоят сотни человеческих жизней.

А всё потому, что именно ремни безопасности в разы снижают тяжесть последствий при авариях. Да, ремень - не единственный элемент пассивной безопасности в авто. Наверное, автоматическая блокировка скорости (АБС) и подушки безопасности  - гораздо более современные и продвинутые технологии защиты автомобилистов. Однако не во всех машинах есть, например, складывающаяся рулевая колонка, сминаемые и мягкие элементы интерьера, безопасные стёкла и пр. А вот ремень безопасности, согласно ПДД, должен быть в каждой машине. Причём по закону его использование обязательно, а для нарушителей установлены штрафы: 1000 руб. для водителя и 500 руб. для пассажира.

Граждане, которые не пристёгиваются, очевидно, уповают на счастливый случай - думают, что лучше вылететь из авто при аварии, чем быть зажатым внутри. А между тем именно ремень может спасти жизнь даже при самом тяжёлом ДТП. Недавно на Камчатке водитель внедорожника, который уж точно укомплектован всяческими новомодными системами безопасности, ехал по лесной дороге. Машина опрокинулась, и водителя выбросило из салона, так как он не был пристёгнут. Мужчина погиб на месте, потому как его накрыло его же машиной. Если бы он пристегнулся, имел бы все шансы остаться в живых. 

Ещё одна авария была на трассе Курск - Поныри: лобовое столкновение «Ауди» и «четырнадцатой». Молодой парень в отечественном авто погиб - вылетел в лобовое стекло и ударился о землю. Рядом с ним в машине сидела его невеста. Она была пристёгнута. От ремня безопасности у девушки остался чёрно-малиновый след, ремень практически врезался в тело, но она осталась жива. 

Некоторые уверены, что в городе ремни не нужны: мол, сильно не погоняешь. «Все краш-тесты проходят на городских скоростях 54 или 60 км/ч, - пояснил заместитель генерального директора ФГУП «НАМИ» Денис Загарин. - Более того, вы можете врезаться в тот же столб. И тогда критическая скорость будет меньше 20 или 30 км/ч. К тому же не пристёгиваться в машине, оборудованной подушками безопасности, сродни самоубийству!» Баллон раскрывается со скоростью 200 км/ч. То есть человек и так летит с гигантской скоростью вперёд, а тут ещё навстречу удар подушки. Всё равно что попасть под кузнечный молот.

Водитель в ответе

«Использование ремня безопасности снижает риск гибели в 2-3 раза при фронтальном столкновении, в 1,8 раза при боковом и в 5 раз при опрокидывании, - поясняет автоэксперт Дмитрий Стебаков. - Для тех, кто сидит впереди, риск получения серьёзной травмы в случае ДТП или даже гибели снижается на 40-50%. Что же касается пассажиров на заднем сиденье, то для них риск получения травм уменьшается на четверть».

С пассажирами, которые не замечают ремней безопасности, ситуация гораздо печальнее, чем с водителями. По данным ВЦИОМ, если на переднем сиденье постоянно пристёгиваются 66% пассажиров, то на заднем - только 20%. «Пристёгиваться за рулём стало нормой, и это весьма позитивная тенденция, - отмечает заместитель главы российской Госавтоинспекции генерал-майор полиции Владимир Кузин. - Однако пассажиры порой игнорируют ремни безопасности, забывая о том, что при аварии они могут спасти жизнь и здоровье. И здесь им на помощь должен прийти водитель, поскольку именно он должен проследить за тем, чтобы все пассажиры в его машине были пристёгнуты».

Тот же опрос ВЦИОМ показал, что только 30% водителей, которые сами пользуются ремнями безопасности, контролируют их использование пассажирами задних сидений. А между тем, как показал анализ 100 тыс. ДТП, именно непристёгнутые пассажиры задних сидений представляют собой наибольшую опасность для водителя и переднего пассажира. Почти 80% пассажиров перед­них сидений могли бы выжить в случае аварии, если бы задние пассажиры были пристёгнуты! 

Видео с краш-тестами - один из самых доходчивых способов понять, какая беда может случиться, если кто-то пренебрегает ремнём безопасности. На одном из таких экспериментов в машину усадили на заднее сиденье два взрослых непристёгнутых манекена и один детский в автокресле. После имитации аварии на скорости 50 км/ч непристёгнутые пассажиры резко подаются вперёд, далее следует страшный удар о потолок и водительское кресло. Нагрузка на бедренную кость при ударе коленом о переднее сиденье - не менее тонны. В итоге таким горе-пассажирам обеспечены переломы ног, сотрясение мозга и даже перелом шейных позвонков. Но это не самое страшное: один из пассажиров на отскоке с размаху садится на ребёнка, которого уже вроде бы спасли ремни в автокресле. Даже 6-летнего ребёнка способны убить 75-80 кг, которые с ускорением падают на него сверху. 

Так что всем взрослым, которые садятся в авто, стоит помнить, что при ДТП непристёгнутые и незафиксированные люди и предметы неконтролируемо перемещаются по салону. Комбинаций множество в зависимости от того, как произошла авария, но результат почти всегда печальный. 

150 сантиметров

Конечно, за безопасность детей в машине отвечает водитель. И, к счастью, в последнее время всё больше родителей понимают важность использования авто­кресел. Доказано, что они позволяют на 80% снизить риск травмирования детей в возрасте до 4 лет, а детей от 5 до 9 лет - на 52%.

Но в июле были внесены изменения в ПДД, и теперь п­оявилась возможность перевозить детей от 7 до 11 лет включительно на заднем сиденье автомобиля и в кабине грузового автомобиля не только с использованием дет­ских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребёнка, но и просто пристегнув ремнём безопасности (без применения адаптеров и пр.). Что касается переднего сиденья: для детей до 12 лет специальное кресло останется обязательным, причём конструкция должна соответствовать весу и росту ребёнка. До 7 лет дети в обязательном порядке должны перевозиться по-прежнему в автокресле.

В Госавтоинспекции из соображений безопасности всё-таки настоятельно рекомендуют перевозить детей в детском удерживающем устройстве даже после достижения ими 7-летнего возраста. Безусловно, здесь также могут быть исключения: например, когда ребёнок по своим физическим данным пере­рос автокресло, а также когда речь идёт о перевозке ребёнка-инвалида и т. д. «Да, с креслами есть определённые сложности: зачастую родители покупают их, руководствуясь только возрастом своего чада, забывая про то, что в 8 лет их сын или дочь могут иметь рост 11-летнего школьника. Поэтому выбирать этот атрибут в машину лучше вместе с ребёнком, - настаивает  Денис Загарин. - К сожалению, в правилах сейчас деление происходит только по весу. Самая крупная группа - третья: прописывается от 34-36 кг. Ростовые параметры не оговорены. Именно поэтому всегда говорится, что детское кресло нужно покупать вместе с ребёнком. Чтобы можно было, как одежду, примерить. Поэтому есть рекомендация: вес можете учесть - сравнить, потому что от веса зависят удерживающие способности. А рост только самостоятельно - путём примерки». 

С ростом как раз связаны опасения специалистов по отношению к детям, пристёгнутым штатными ремнями автомобиля. Да, сегодня в салоне каждой легковушки установлены ремни, снабжённые механизмом регулировки высоты лямки и её натяжения. Однако есть одно существенное «но»: регулирование высоты ремня безопасности предельно. То есть, если рост пассажира меньше 150 см, ремень попросту не сможет обеспечить его безопасность. Поэтому эксперты и настаивают, что детям до 12 лет надо подбирать соответствующее детское удерживающее устройство. Ремни безопасности в автокреслах, если подобрать его строго по весу и росту ребёнка, проходят ровно по плечу, не касаясь лица и шеи, в отличие от штатного ремня машины. 

Опасная встречка

За весь 2016 г. из-за нарушений правил применения ремней безопасности водителями на дорогах России погибли 1612 человек. По мнению большинства автоэкспертов, самый опасный манёвр на дороге - выезд на полосу встречного движения при обгоне. Кстати, в ГИБДД подсчитали, что каждое 9-е ДТП в России связано с выездом на полосу встречного движения, при этом на них в среднем по стране приходится почти каждый третий (29,1%) смертельный случай. «Самый тяжёлый исход - это лобовой удар со встречным автомобилем, - говорит президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. - В этот момент скорости автомобилей участников ДТП складываются. Если учесть, что большинство обгонов совершается на загородных трассах и на высоких скоростях, исход лобового удара для непристёгнутого человека чаще всего бывает летальным».

Со своей стороны Госавтоинспекция МВД России постоянно ведёт разъяснительную работу среди участников дорожного движения, напоминая в том числе и об эффективности ремней безопасности. Совместно с Российским союзом автостраховщиков и экспертным центром «Движение без опасности» за последние 10  лет был проведён ряд социальных кампаний («Пристегнись», «Ремни», «Автокресло детям»), в ходе которых водителям и пассажирам объясняли, зачем нужно пристёгиваться в автомобиле. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах