Почему поливальные машины иногда направляют струи в воздух?

Категория:  Авто
Ответ редакции

Работа поливальных машин на улицах больших городов хорошо известна автомобилистам. С помощью мощных струй воды грязь отбрасывается на обочины, откуда затем собирается специальной техникой. Однако в сильную жару поливальные машины время от времени задирают свои брандспойты вверх и устраивают нечто вроде передвижных фонтанов. Зачем это делается и как по существующим правилам должны работать дорожники?

   
   
Фото: Shutterstock.com

Технология уборки улиц

Уборка улиц имеет свои строгие регламенты. Есть две принципиально разные операции: помывка и проливка.

Помывка проезжей части проводится в три этапа. Сначала поливомоечная техника струями воды отбрасывает бытовой мусор, листья и грязь в лотковую зону, то есть в пространство дороги вдоль бордюрного камня. Давление воды в брандспойте составляет около 20 атмосфер, благодаря чему асфальт хорошо очищается, а ширина обрабатываемого пространства составляет примерно 3,5 метра.

Если необходимо очистить большую территорию, то используется несколько поливочных машин. Иногда применяют специальный шампунь — полностью биоразлагаемый, что подтверждено заключением факультета почвоведения МГУ.

Следом за колонной поливомоечной техники идут, как правило, подметально-уборочные машины, которые при помощи щеток собирают песок, пыль и грязь в специальный контейнер из лотковой зоны дороги. Оставшуюся пыль собирают уже специальными дорожными машинами с вакуумными всасывателями. Такие агрегаты могут вычистить асфальт до блеска.

Тротуары промывают и прометают при помощи тротуароуборочной техники небольшого размера.

Согласно правилам санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, промывка улично-дорожной сети должна проводиться как минимум дважды в день.

   
   

К примеру, пункт 4.5. СанПиН 42-128-4690-88 требует, чтобы дорожные покрытия мылись таким образом, чтобы загрязнения, скапливающиеся в прилотковой части дороги, не выбрасывались потоками воды на полосы зеленых насаждений. При этом не допускается выбивание струей воды смета и мусора на тротуары, газоны, посадочные площадки, павильоны остановок городского пассажирского транспорта или на близко расположенные фасады зданий, объекты торговли и т. д.

Регламенты очистки дорог предполагают уборку улиц даже в дождливую погоду. Именно в дождь хорошо очищаются щетками масляные и мазутные пятна. Спецтехника также собирает ветки и прочий мусор, который наносится на дороги во время сильного ветра перед дождем.

Так зачем тогда «фонтаны»?

Проливка улиц водой преследует иную цель. Ее назначение в сохранении и улучшении характеристик асфальта. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, автомобильных дорог и тротуаров определяются различными документами. Пункт 4.6. СанПиН 42-128-4690-88 предписывает поливать водой «улицы с повышенной интенсивностью движения, нуждающиеся в улучшении микроклимата.

Также постановление правительства Москвы гласит, что в жаркие дни, при температуре воздуха выше +25 градусов, помимо мойки дороги, производится поливка дорожных покрытий. Делается это в наиболее жаркое время, в период с 12 до 16 часов, когда солнце стоит в зените. Поливаются дороги с интервалом в два часа.

Делается это для того, чтобы охладить асфальт. Когда он сильно разогревается на солнце, покрытие размягчается и на дороге появляются вмятины и колея. Тяжелые грузовики продавливают некоторые участки дороги.

В особо жаркие летние дни с помощью поливальных машин проводится так называемая аэрация воздуха. То есть поливомоечная техника направляет струи воды вверх, охлаждая не только дорожное полотно, но и воздух, который нагревается от асфальта. Воздушно-капельная взвесь начинает испаряться и улучшает локальный микроклимат. По законам физики вода испаряется только при определенной температуре, из-за чего воздух заметно охлаждается, что также способствует охлаждению асфальта.