7 мая на торжественной церемонии инаугурации президент России Владимир Путин проехал на новом лимузине проекта «Кортеж» с номером В776УС77. Он выехал на нем в 11:50 из Первого корпуса Кремля в Большой Кремлевский дворец.
Проезд черного представительского седана автомобиля проекта «Кортеж» в сопровождении почетного эскорта до последнего момента был под угрозой срыва. Организаторы церемонии заявляли об отказе от торжественного проезда кортежа по городу, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявлял об отсутствии необходимости ехать по Москве в этом году, но при этом он не исключал, что кортеж мог быть «каким-то образом использован».
Неопределенность в использовании автомобиля была связана с тем, что его могли не успеть подготовить к назначенному сроку. В феврале 2017 года Минпромторг заявлял, что проект труднореализуем из-за ограничений, которые накладывает закон о госзакупках № 44.
История создания
О необходимости создания отечественного лимузина впервые заговорили в 2010 году. Дискуссия началась с открытого письма главного редактора издания «Авторевю» Михаила Подорожанского к Дмитрию Медведеву, который занимал на тот момент пост президента России. Подорожанский предложил Медведеву пересесть на ЗИЛ.
В 2012 году Минпромторг заявил о старте программы по созданию автомобиля для первых лиц государства, после чего появилось сразу несколько проектов представительского лимузина для президента. Один из них — автомобиль «Монолит» от «Депо-ЗИЛ», напоминающий ЗИЛ-41047, на котором в конце восьмидесятых годов ХХ века ездили члены советского политбюро. Второй — автомобиль, предложенный Нижегородской Группой ГАЗ, которая предложила навесить собственные кузовные панели на люксовую машину (Rolls-Royce или Bentley), а затем использовать полученную модификацию в качестве лимузина для президента. Но ни первый, ни второй вариант представители власти не подержали. В качестве партнера по дальнейшей разработке было выбрано подразделение немецкой компании Porsche Engineering Group.
Изначально проект имел название «Единая модульная платформа». Разработчики решили создать целую линейку автомобилей на одной платформе — седана, лимузина (удлиненной версии седана), внедорожника и минивэна. Согласно плану разработчиков, автомобиль будет обладать двигателем мощностью 800 лошадиных сил. Сначала в качестве силовой установки будет использоваться немецкий двигатель Porsche, объем которого составляет 4,6 литра. В будущем разработчики планируют наладить выпуск собственных моторов. Также в дальнейшем планируется выпуск электрокаров с электронной системой управления, интегрированной системой охлаждения, преобразователями напряжения и высоковольтной литий-ионной батареей.
Исполнитель госзаказа и производитель
С 2013 года по распоряжению правительства единственным исполнителем размещенного Минпромторгом заказа по созданию линейки автомобилей стал Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ».
Предсерийное производство машин проекта «Кортеж» началось в конце ноября 2017 года на автобусном заводе ЛиАЗ в подмосковном Ликино-Дулево (Орехово-Зуевский район МО). В производстве также задействованы различные российские компании: Красноярская компания «КиК» занимается разработкой колесных дисков, «Металлопродукция» поставляет детали интерьера и щитки переднего и заднего крыла, группа компаний «Русская кожа» — натуральную кожу в салон автомобилей, компания «Стандартпласт» отвечает за шумо- и виброизоляцию. Также в производстве комплектующих примут участие Нижнекамский шинный завод, завод «Автокомплект», «АвтоВАЗ» и другие.
Планировалось, что в 2018 году может быть собрано более 70 автомобилей проекта, а в 2019 — 200 автомобилей.
Цена «Кортежа»
За четыре года на работы по реализации проекта из бюджета было выделено 12,4 млрд рублей. По комплектации и цене автомобили проекта «Кортеж» будут конкурировать с такими марками, как Mercedes-Maybach, Bentley и Rolls-Royce. Как ранее заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров, цена на автомобили проекта «Кортеж» будет ниже машин премиального сегмента примерно на 15%. Таковыми министр назвал S-класс от Mercedes-Benz и 7-серию BMW, стоимость которых составляет порядка 6 млн рублей.
Как утверждают в министерстве промышленности и торговли, «Кортеж» поступит и в свободную продажу. Ожидается, что в начале 2019 года можно будет приобрести представительские седаны и лимузины в эконом- и бронированном вариантах, а также в люксовом исполнении. Продажами будет заниматься совместное предприятие НАМИ и Sollers. Название бренда пока держится в секрете. По одной из версий, машины выйдут на рынок под маркой Aurus.