Персидская сказка. Можно ли машины из Ирана считать современными?

Iran Khodro Tara © / Artem Sobolev / www.globallookpress.com

Иранские автопроизводители уже в конце 2022 года будут готовы начать поставки автомобилей в Россию. Рассматриваются смелые проекты по созданию совместных производств и организации крупноузловой сборки моделей Iran Khodro. Иранская компания уже показала свои машины в Москве в августе и рассчитывает занять место ушедших с рынка европейских и азиатских брендов. Однако на рынок они готовы пока выпустить лишь одну модель под названием Tara. Насколько эта машина конкурентоспособна и можно ли ее называть современной? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним ее с Lada Vesta.

   
   

Peugeot в персидских одеждах

Иранская компания Iran Khodro (IKCO) представила на Московском мотор-шоу седан Tara. Построен он на платформе IKP1, которая является лицензионной копией старой французской архитектуры PSA PF1, использующейся для изготовления автомобилей под марками Peugeot и Citroen. 

Адаптированная иранская версия этой платформы заимствует многие французские узлы и агрегаты, но ориентирована на использование местных двигателей и трансмиссий. Близкими «родственниками» Tara можно считать Peugeot 301 и Citroen C-Elysee 2012 модельного года.

Под капотом Tara устанавливается атмосферный 1,6-литровый мотор c системой изменения фаз газораспределения. Его мощность достигает 113 л. с., а крутящий момент — 144 Нм. Двигатель идет в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач или с 6-диапазонным японским «автоматом».

Главным конкурентом Tara можно считать Lada Vesta. Этот автомобиль строится на платформе «Lada C» собственной разработки АвтоВАЗа, которая появилась на свет благодаря стараниям новой команды французских топ-менеджеров, пришедших на предприятие после покупки контрольного пакета акций. Для работ по проектированию привлекался инжиниринговый центр Magna. Облик машины разработал выдающийся английский дизайнер Стивен Маттин.

По габаритам, размеру базы и по функциональности автомобили примерно одинаковы. Lada Vesta комплектуется 1,6-литровыми бензиновыми 16-клапанными моторами мощностью 106 л. с. и тягой 148 Нм крутящего момента.

Шли на Vesta Cross и отечественные 1,8-литровые моторы мощностью 122 л. с. Это первый из вазовских моторов, где применен фазовращатель на впускном распределительном валу, за счет чего крутящий момент достиг 170 Нм. Для обоих моторов предлагалась 5-ступенчатая коробка передач или японский вариатор фирмы Jatco.

   
   

Седаны Lada Vesta имеют мягкую длинноходную подвеску, настройки которой давно известны ценителям машин из Тольятти. Однако на версии Vesta Cross с увеличенным клиренсом шла усовершенствованная подвеска, над разработкой которой трудились французские инженеры. Она стала жестче, но зато появилась европейская точность, собранность, стремительность и эмоциональность в поворотах. Lada Vesta Cross заметно отличаются по управляемости от обычных Vesta.

У кого какие опции?

В целом Lada Vesta и Iran Khodro Tara находятся в одной весовой категории и по оснащению почти идентичны. Однако санкционное давление внесло коррективы в российский автопром, и Vesta лишилась ключевых поставщиков. Возник дефицит климатических установок, электронных систем безопасности, подушек безопасности и прочих деталей. Производство главной модели АвтоВАЗа поставлено на паузу до тех пор, пока не будут найдены новые партнеры. Обещается, что выпуск возобновится только в 2023 году.

На этом фоне оснащение седана Iran Khodro Tara просто восхищает. Он имеет четыре подушки безопасности, круиз-контроль, камеру заднего вида, медиасистему с 7-дюймовым сенсорным дисплеем и люк. Объем багажника — 640 литров. Более дорогие версии имеют систему кругового обзора и встроенный видеорегистратор, сиденья с кожаной обивкой и с 6-диапазонными регулировками.

В целом французские корни седана Tara и его родство с Peugeot-Citroen позволяют говорить о хороших перспективах машины на отечественном рынке.

Что касается надежности бренда, то о ней можно судить по иранским автомобилям Iran Khodro Samand, которые уже поставлялись в нулевые годы в Россию. С 2006 по 2009 год было продано несколько тысяч машин, которые до сих пор ездят по отечественным дорогам.

Владельцы хвалили иранские машины за высокую коррозионную стойкость кузова и энергоемкую подвеску. Правда, случались проблемы с электрикой, замками и прочим вспомогательным оборудованием. Двигатели и трансмиссия по надежности сопоставимы с продукцией АвтоВАЗа и имеют ресурс 200-250 тыс. км пробега.