Осталось только имя. Какие внедорожники уже бесполезны за пределами трассы?

© / Bill Anastasiou / Shutterstock.com

С приходом кроссоверов автомобильные маркетологи почему-то стали считать, что внедорожник уже не интересен потенциальным покупателям. Департаменты по продвижению продуктов пишут многостраничные отчеты, что владельцы таких машин лишь изредка оказываются на настоящем бездорожье, а подавляющее время ездят по асфальту. Подсчитано, что рамный автомобиль высокой проходимости использует свой потенциал раз в 7 месяцев, да и то в исключительных случаях, с которыми может справиться или обычная кроссоверная трансмиссия с электромагнитной или гидравлической муфтой или, на худой конец, соседский сельскохозяйственный трактор, способный взять застрявший паркетник на буксир. Поэтому некогда легендарные внедорожники, имевшие рамные кузова и серьезные трансмиссии, теперь разжалованы в кроссоверы, с очень сомнительными характеристиками. Что же это за автомобили?

   
   

Land Rover Discovery

Самое большое разочарование последних пяти лет — это, конечно же, новый Land Rover Discovery.

Раньше внедорожник строился на рамной архитектуре с крепким кузовом и выверенной трансмиссией, обладающей выдающимися характеристиками. Между тем новый Discovery стал совсем другим и по поведению на дороге походит на Range Rover. Теперь он строится на платформе D7u с несущим кузовом.

Несущий кузов на 85% сделан из алюминия, в основном марки А600, и собран на клее и заклепках, без единого сварного шва. Достижение выдающееся, но при поездках по камням эта конструкция менее надежна, чем старая рама. Да и на грунтовках Discovery стал вести себя иначе. Часто допускаются пробои подвески, и даже выходит из строя резина колес. Подвеска предыдущего Discovery такого не позволяла. Дело в том, что сейчас на Discovery идет подвеска с паркетника Range Rover Sport (спереди ― двухрычажка, сзади ― многорычажка) и рулевое управление, заточенное скорее на динамичную езду по автобанам, чем на преодоление раскисших лесных просек.

Nissan Pathfinder

Не меньшее сожаление вызывает Nissan Pathfinder. Когда-то это был легендарный внедорожник.

В августе 2003 года во Франкфурте был показан рамный автомобиль с брутальным дизайном и крепким кузовом, который вышел на российский рынок в марте 2005-го. Четырехлитровый V6 мощностью 266 л. с. позволял ему рыть колесами землю, а подключаемый полный привод с крепкой муфтой обладал высокой надежность. Сейчас машина превратилась в откровенный паркетник.

Nissan Pathfinder текущего поколения построен на растянутой платформе, которая лежит в основе моделей Teana, Murano, Maxima. Полноприводная трансмиссия построена на простенькой многодисковой муфте в приводе задних колес с возможностью принудительной блокировки.

   
   

Под капотом стоит неплохая атмосферная «шестерка» серии VQ35DE объемом 3498 куб. см, но свой потенциал она развить не способна, так как агрегируется вариатором, который не любит пробуксовок. Муфта подключаемого привода быстро перегревается и отключается, оставляя машину переднеприводной. В общем Pathfinder теперь исключительно асфальтовый житель.

Nissan Pathfinder. Фото: Flickr.com/ Automotive Rhythms

Jeep Grand Cherokee

Впервые имя Grand Cherokee прозвучало в 1992 году. Американские журналисты назвали «большого индейца» тогда «лучшим внедорожником планеты». Автомобиль действительно был хорош. Его особенность — инновационная конструкция несущего кузова UniFrame с интегрированными силовыми элементами, функционально заменяющими раму. Крепкая трансмиссия с раздаточной коробкой и подключаемым передком обладала высокой надежностью. Подвеска внедорожника могла быть только зависимой, с неразрезными мостами спереди и сзади на пружинах. Автомобиль полюбился и российским автовладельцам. Grand Cherokee активно ввозился на наш вторичный рынок.

Теперь же он совсем не может ездить по бездорожью. Современный Jeep Grand Cherokee четвертого поколения строится на платформе Mercedes M-класса (W164). Кузов у него крепкий и безопасный при ДТП, но вот для бездорожья приспособлен плохо. Большой внедорожник рассчитывался в основном для передвижения по асфальтовым дорогам. Для Jeep Grand Cherokee предлагается полноприводная трансмиссия Quadra-Trac II с постоянным полным приводом, в котором момент между осями распределяется в пропорции 48/52. Блокировка заднего межколесного дифференциала ставится электронная. В целом такой гигант легко застревает на бездорожье, там, где старый Jeep Grand Cherokee родом из 90-х до сих пор может проползти без проблем.

Ford Explorer

Первое поколение внедорожника Ford Explorer выпускалось в США с 1990 года. Эти полноприводные машины имели крепкий рамный кузов фирмы Magna, V-образные 4,0-литровые «шестерки» или 5,0-литровые «восьмерки» под капотом.

Однако с 2011 года Ford Explorer пятого поколения строится на легковой платформе D от седана Taurus и кроссовера Flex. Подвеска стала тоже легковой: McPherson спереди и динамичная многорычажка сзади. Ход амортизатора снизился, рулевое управление сделали более острым, а трансмиссия лишилась внедорожных настроек. Мотор и трансмиссия теперь устанавливаются поперечно, а полный привод реализован с помощью муфты в приводе задних колес. В общем, Explorer превратился в паркетник, который прекрасно ездит по асфальту, но не способен месить грязь, как его предки.

Какие автомобили по-прежнему сильны на бездорожье?

Стоит ли расстраиваться от пережитых внедорожниками метаморфоз? Скорее всего, нет, потому как несущие кузова обеспечивают лучшую управляемость и лучше защищают водителя и пассажиров во время ДТП. Кроме того, поперечное расположение мотора позволяет освободить больше свободного пространства в салоне, которое пригодится для перевозки багажа или для размещения третьего ряда сидений. Машины выиграли по потребительским качествам. Ну а если ценителям офф-роуда необходимо приобрести машину для бездорожья, то на рынке все еще есть достойные варианты. Это рамные Toyota Land Cruiser 200, Land Rover Defender, Mitsubishi Pajero, Mercedes-Benz G-класса.