Октановая корректировка. Как правильно смешивать АИ-92 и АИ-98?

Если открыть крышку бензобака, то на внутренней стороне можно увидеть список допущенных к эксплуатации бензинов. Чаще всего минимальной границей в машине является октановое число 95, но для некоторых атмосферных моторов можно использовать и АИ-92, и даже топливо с октановым числом 91. Однако не на каждой АЗС можно встретить необходимое топливо. Бывает, что колонки с самым распространенным бензином не работают, и водителям приходится смешивать разные сорта топлива. Чем это чревато для силового агрегата автомобиля?

   
   

Хорошее смешивание

Каждый двигатель рассчитывается на определенный тип и сорт бензина. Современные инжиниринговые центры при новых разработках берут за основу АИ-98. Для этого сорта топлива изготавливаются камеры сгорания, определяется ход поршня и его конструкция, а также степень сжатия и прочие детали. Именно на девяносто восьмом бензине достигаются паспортные характеристики подавляющего большинства моторов. Однако через перенастройку угла опережения зажигания и прочие программные хитрости удается немного подкорректировать работу мотора и заставить его потреблять бензины с меньшим октановым числом.

Для турбированных агрегатов указывается минимально возможный АИ-95, а для атмосферных впрысковых моторов — АИ-92. 

Между тем время от времени автомобилисты переходят от одного сорта к другому и к уже плещущемуся внутри бака девяносто восьмому может добавиться АИ-92 просто потому, что на встреченной заправке нет более подходящего сорта.

Бытует мнение, что разные сорта не смешиваются и расслаиваются при стоянке, низкооктановый уходит вниз, а дорогой поднимается вверх. Это неправда. Разница в химическом составе топлив почти не оказывает влияния на их плотность. Поэтому они легко перемещаются и растворятся друг в друге. Так как за детонационную стойкость тоже отвечают свои присадки, после смешивания их консистенция варьируется, и величина октанового числа (ОЧ) от заправки к заправке изменяется. Естественно, это сказывается на характеристиках мотора. И этот факт может привести к проблемам.

Опасности смешивания бензинов

Изменение октанового числа приводит к появлению детонаций, то есть к преждевременному подрыву смеси до возвращения поршня в верхнюю мертвую точку.

Детонации очень опасны, так как даже при нескольких вспышках способны повредить стенки цилиндров и привести к образованию задиров. Ударная нагрузка ломает перегородки между поршневыми кольцами, вызывает растрескивание колец, приводит к росту температуры и оплавлению деталей, но, главное, формирует локальные напряжения на поверхности поршня, которые придают ему вращающий момент, в результате которого края юбок бьют по нежным стенкам цилиндров с хрупким напылением, что в конечном итоге оборачивается серьезными повреждениями блока цилиндров. 

   
   

Все современные модели автомобилей оснащаются пьезокристаллическими датчиками детонации, которые распознают вибрации, возникающие в результате начала детонаций в камерах сгорания, и посылают команды блоку управления двигателем для регулировки угла опережения зажигания. Поэтому электроника автомобиля распознает сорт бензина, но не сразу, а в начале опасных нарушений при сгорании топлива.

Корректировка происходит не мгновенно, из-за чего при резком росте оборотов возможны детонацинные вспышки. К примеру, приехал водитель с четвертью бака АИ-98, залил до крышки АИ-92 и прямо от колонки втопил акселератор в пол.

Поэтому после смешивания сортов бензина необходимо двигаться в щадящем режиме, чтобы дать электронике скорректировать угол опережения зажигания и сформировать правильную смесь. 

Повышение октанового числа

Смешивание разных сортов бензина полезно в других случаях. Если на неизвестной АЗС водитель залил немного некачественного бензина, который оказался разбавленным, и мотор начал «стучать пальцами», то необходимо срочно провести октановую корректировку. Для повышения октанового числа можно залить дорогой АИ-100, который часто встречается на брендовых заправках. Если к четверти контрафактного топлива добавить три части АИ-100, то после их смешивания получится добротный АИ-95, который уже не будет вызывать детонации в цилиндрах.