Не тот курс. Эксперты объяснили причины роста цен на авто из Китая

В условиях, когда западные автопроизводители и поставщики ушли из России, отечественный рынок оказался открытым для экспансии — прежде всего со стороны Китая. Эксперты aif.ru объяснили, почему «китайское» в нынешних условиях уже не значит «дешевое».

   
   

Мягкая «пересадка»

Основными преимуществами китайских машин 37% опрошенных считают отличную технологичность и оснащение, 31% респондентов выделили современный дизайн. И только 32% остались довольны ценой — сообщила Газета.Ру со ссылкой на исследование каршеринг-сервиса Ситидрайв. Таким образом, «пересадка» россиян с европейских, а также корейских и японских автомобилей идет полным ходом, хоть и не без претензий.

Остается лишь вопрос с ценой, поскольку, как выясняется, большинство отечественных автолюбителей, привыкших к тому, что «китайское» — это прежде всего «дешевое», а не наоборот, еще не привыкло. По мнению экспертов, данный факт объясняется сразу несколькими причинами.

Валюта подвела

«Первая причина, которой можно объяснить нынешнюю ситуацию с ценами, — обесценивание отечественной валюты, — считает президент ассоциации “Российские автомобильные дилеры” (РОАД) Алексей Подщеколдин. — Вспомним, что, когда “китайцы” только начинали свою экспансию в Россию, курс доллара к рублю был примерно 50, сейчас — около 100. Соответственно, и юань, который стоил 7-8 рублей, стал стоить 13-14». Вторая причина, по его словам, заключается в увеличении ставок утилизационного сбора, который изначально был ниже 100 тыс. руб., а сейчас увеличился почти в четыре раза. Третье — ухудшилась логистика. Если раньше авто из Китая везли через Индийский океан, а затем через Средиземное море и в наши черноморские порты (Новороссийск), то сейчас этот путь не работает. Остается либо железная дорога, либо доставка автовозами, что довольно дорого и долго. А это тоже влияет на цену.

«В итоге любая машина, которая сегодня в Китае стоит 1 млн руб., в России — с утилизационным сбором, увеличенными затратами на транспортировку и даже без дилерской надбавки (6-7%) — в конце выходит на уровень в 2 млн руб., — отмечает глава автодилерского сообщества. — А такую цену за изначально дешевую машину покупатель платить не хочет». К тому же раньше, как вспоминает Подщеколдин, за миллион рублей российские граждане могли купить, например, какой-нибудь седан Lifan Solano, который обходился чуть дороже Lada Vesta. Сейчас так уже не получится.

Ниша заполняется

«Сначала китайские авто считались более низким по качеству, учитывая конкурентов из Европы, Кореи и Японии, — отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко. — Отсюда и стремление китайцев поставлять в Россию машины в бюджетном ценовом сегменте». Сегодня, по его словам, ситуация изменилась. В том числе это произошло благодаря появлению китайских машин, которые соответствуют мировым стандартам и мало в чем уступают своим конкурентам. Плюс свою роль сыграло снижение курса рубля и повышение ввозных пошлин — тот же утилизационный сбор.

Между тем Китай за первые четыре месяца 2024 года поставил в Россию на 37% больше легковых автомобилей, чем за аналогичный прошлогодний период — 237 100 машин на 3,5 млрд долларов, сообщили РИА Новости со ссылкой на данные китайского статистического ведомства.

   
   

Ранее сообщалось о том, что в России растет рынок продаж автомобилей на маркетплейсах.