Можно ли в гололед ездить на летней «докатке»?

Категория:  Техника вождения
Ответ редакции

В подавляющем большинстве случаев «запаска» в багажнике — это летние шины. Их укладывают туда еще на конвейере, и водители очень редко обращают на них внимание. Они не меняют покрышку на «запаске» в зависимости от сезона и могут временно ставить это летнее колесо зимой вместо проколотого. Но есть еще более странные колеса, а именно «докатки», которые предназначены только для движения с небольшой скоростью к месту ремонта. Их сложно назвать полноценными колесами, в особенности зимой, когда на дорогах часто образуется лед и колея. Насколько хорошо они способны выполнять свои функции и как отнесутся к их использованию сотрудники ГИБДД?

   
   

Куда можно ездить на «докатке»?

«Докатка» представляет собой неразмерное колесо, которое имеет более высокий профиль, чем у штатных колес. Ширина ее меньше, чем у стандартного колеса, и она не выдерживает сильных боковых перегрузок. Внешний диаметр такой «запаски» отличается от диаметра штатных колес. Кроме того, рисунок протектора у них не совпадает с протектором на зимних колесах, что негативно сказывается на водоотводе и на курсовой устойчивости. На скоростях свыше 120 км/ч можно ощутить увод в сторону и постепенное изменение траектории. Если отпустить руль, то машина будет немного подруливать в сторону.

«Докатка» опасна не только тем, что имеет проблемы с управляемостью, но и тем, что увеличивает тормозной путь автомобиля. Из-за разности во вращении колес с ошибками работают системы АБС и ESP, которые выдают неправильные данные в блок управления. Электроника распускает тормоза при малейшем проскальзывании узкой «докатки» на асфальте, из-за чего снижается интенсивность замедления. Зимой на скользкой дороге такие ошибки многократно учащаются.

Неудивительно, что на каждой «докатке» имеется надпись «Тemporary use only» («Только для временного использования»), а максимальная скорость автомобиля ограничена 80 км/ч в летний период. Зимой на «докатке» лучше не разгоняться быстрее 70 км/ч, так как при резком торможении на скользких покрытиях риск увода машины в сторону многократно увеличивается из-за разности сцепления колес на одной оси.

Какой штраф положен?

Формально по закону «докатки» запрещено устанавливать на автомобили, так как они отличаются от штатных колес не только по протектору, но и по ширине, высоте профиля и всем характеристикам.

Пукт 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» гласит: «В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств».

Нарушителям грозит наказание по ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ, которая предусматривает штраф 500 рублей или предупреждение.

   
   

Она часто применяется за несоответствие шин по размеру или превышение допустимой нагрузки транспортного средства, а также за одновременное применение на одной оси шин различных размеров, конструкций, моделей, с разными рисунками протектора, а также ошипованных и неошипованных шин на разных осях.

Но у водителя есть шанс избежать этого наказания, если он объяснит инспекторам ситуацию и расскажет, что в пути произошло непредвиденное повреждение колеса и пришлось временно использовать имеющуюся летнюю «запаску». Следовать на ней можно не домой или в гараж, а исключительно к месту ремонта, о чем необходимо объявить инспекторам. В этом случае сотрудники ГИБДД могут ограничиться устным предупреждением и отпустить водителя.

Ехать на «докатке» необходимо аккуратно. Крошечное пятно контакта «докатки» слишком мало, чтобы полноценно цепляться за поверхность дороги. Колесико проскальзывает, и автомобиль фактически едет на трех колесах, используя «докатку» как вращающуюся подпорку.

Отчасти негативные последствия можно компенсировать ездой на повышенных оборотах мотора, которые позволяют эффективнее тормозить двигателем. Если необходимо сбросить скорость, то водитель просто убирает газ.

Источник: https://www.consultant.ru/