Конец легенды. Крупные автопроизводители отказываются от седанов

Volkswagen Passat. © / BoJack / Shutterstock.com

Компания Volkswagen объявила о том, что привычный россиянам Passat покинет глобальные рынки. По их мнению, седан отжил свое и уже не отвечает требованиям времени. В этом году был ликвидирован привычный Polo-седан, взамен него в продажу поступил лифтбек Polo. Кроме того, менеджеры концерна Ford заявили недавно, что разочаровались в крупных седанах, таких как Mondeo, и больше не станут позиционировать их в качестве глобальных моделей. Какие же машины придут им на смену?

   
   

Бесполезный Passat

Конец культового Passat был предрешен. Машина стала слишком дорогой и продавалась на домашнем рынке значительно хуже, чем кроссоверы. Вложения в модель и организация производственных мощностей окупались с трудом, и в какой-то момент топ-менеджеры перестали понимать, для чего они вкладываются в непопулярные автомобили.

Главная причина снижения покупательского интереса к немецким седанам в их малой практичности. В начале 2000-х европейские автопроизводители стали заигрывать с ростом скоростей и пытались создать автомобили, которые могли бы быстро и безопасно ездить по безлимитным немецким автобанам. Снижение центра тяжести, усиление подвесок, идеальная аэродинамика сделали свое дело. Машины, изначально рассчитанные на семейных покупателей, прекрасно управлялись на высоких скоростях и сравнивались по комфорту с премиальной немецкой тройкой. Однако они стали абсолютно бесполезны в быту. Низкий клиренс оказался неудобен при повседневной эксплуатации. Длинная база не позволяла проезжать небольшие ямы, и в снежные зимы эти автомобили часто застревали на парковках. Попытка максимально нарастить скорости сделала из некогда культовых машин нишевый продукт.

Место седанов занимали кроссоверы, такие как Tiguan или Skoda Kodiaq. Они имели достаточное количество потребительских качеств для повседневной жизни в городе. Для простых автомобилистов возможность проехать по грязной луже и не застрять оказалась важнее идеальной управляемости на скоростях свыше 170 км/ч.

Заявление топ-менеджмента Volkswagen насчет того, что дебют девятого поколения Passat обойдется без седана, стало ожидаемым. Однако остается универсал Passat Variant, а также его внедорожная версия, которая продавалась лучше, чем седан. Почитатели марки вспомнили,что первое поколение Passat тоже было универсалом и этот шаг с натяжкой назвали возвращением к традиционной линейке. В 2024 году автомобили с названием Passat покинут Европу и Америку.

Кроме того, из Европы уходит Jetta, которая будет продаваться только на азиатских рынках и в Северной Америке. Ну а в России бывший седан Polo теперь продается в кузове лифтбек, который он делит со Skoda Rapid. Машины построены не просто на одной платформе, но и из одних штампованых кузовных деталей. Как считают маркетологи, унификация моделей и отказ от разнообразия кузовов позволят компании сэкономить средства на развитие электрических машин.

Америка делает ставку на кроссоверы

Примерно по такому же пути пошли топ-менеджеры Ford. Летом 2020 года было объявлено, что компания Ford прекратит выпуск сразу двух седанов, а именно американского Ford Fusion, который в Европе продавался под именем Ford Mondeo, и его одноплатформенного варианта Lincoln MKZ.

   
   

К концу года должно остановиться производство и флагманского лимузина Lincoln Continental. Таким образом, у Ford в модельной линейке в США не останется седанов. Их место займут кроссоверы.

По оценкам президента Ford North America и вице-президента Ford Motor Кумара Галхотры, сегмент седанов находится в крайнем упадке и в последние два года ситуация еще больше усугубилась. Рынок реструктуризировался.

Высвободившиеся средства руководство собирается направить на расширение других автомобилей. Принято решение инвестировать во внедорожники Bronco и Bronco Sport, а также в электрические кроссоверы Ford Mustang Mach-E, которые должны конкурировать с Tesla.

Правда, азиатские производители все еще держатся за седаны.

Toyota в США продолжает расширять линейку Camry за счет полноприводных версий, а также представила гибриды Avalon и Prius. Правда, основная прибыль от продажи этих автомобилей приходится на азиатские рынки, где еще не выработались четкие покупательские предпочтения.