Еще год назад в России была одна тысяча дилерских центров китайских автомобилей. Сегодня этот показатель увеличился как минимум вдвое. Что ожидает рынок дальше и какие цены будут на китайские автомобили — в материале aif.ru.
За «Ладой» не угнаться
Если говорить о китайских автомобилях на российском рынке, то еще в начале 2022 года их доля составляла (по всем маркам суммарно) лишь 9%. За 9 месяцев прошлого года эта доля достигла 27%. И по итогам 9 месяцев 2023 года суммарная доля китайских марок на российском рынке составляет 53%. То есть мы видим существенный рост. По данным исполнительного директора, главного редактора сайта «Автостат» Сергея Удалова, наиболее популярные и наиболее продаваемых марки — это пятерка китайских производителей: Chery, Geely, Haval, OMODA, Exeed и через одну марку — Changan. «Причем, если говорить о долях, то у Chery — 11,6%, Haval — 9,8%, то есть держатся достаточно близко. Но лидер рынка, безусловно, „Лада“ (32% по итогам 9 месяцев 2023 года)», — рассказывает эксперт.
Также можно выделить наиболее востребованные у россиян модели среди известных китайских марок. «Внутри марок самая продаваемая у Chery — TIGGO 7 PRO MAX (34% от всех Chery) и TIGGO 4 PRO (26% от всех Chery). То есть от всего модельного ряда эти две модели занимают почти 60%. Следом идет Haval JOLION (50% от всех продаж Haval). При этом продажи F7, F7 Max, F7X вместе составляют около 30%», — делится данными Сергей Удалов.
Будет только дороже
Сегодня китайский автопром успешно использует сложившуюся неблагоприятную ситуацию на рынке России в связи с санкционным давлением, отмечают специалисты. Зампредседателя Комитета по экономической политике Госдумы Артем Кирьянов считает, что невозможно отрицать серьезные проблемы с поставщиками привычных россиянам европейских и японских моделей. «Есть проблемы, связанные с непонятностью в обслуживании таких автомобилей. И, конечно, мы видим, что цена взлетела совершенно непрогнозируемо. Это заставляет задуматься о возможности покупки автомобиля в принципе либо о том, чтобы перейти в низший ценовой сегмент», — объясняет эксперт.
По оценкам специалистов, сегодня средневзвешенная цена китайских автомобилей находится на уровне 3 млн 100 тысяч рублей (по новым китайским авто). Но больший объем продаж приходится на машины до 3 млн рублей. Цены продолжат медленный рост, уверен Сергей Удалов. «В этом году наибольший всплеск по ценам был в конце июля-августе. Пока рынок полностью не насыщен, пока есть кредитование автомобилей и есть уже достаточно значимая конкуренция между китайскими производителями — цены все равно будут увеличиваться, хоть и медленно», — считает эксперт.
Довольно высокие накладные расходы, например таможенные пошлины, акцизы, утилизационные сборы, увеличивают стоимость автомобиля в несколько раз. По словам вице-президента Национального автомобильного союза Ян Хайцеэра, в Китае эти же автомобили стоят ощутимо меньше.
Логистика — наше всё
По мере увеличения локализации производства китайских автомобилей в России рынок должен восстановиться, уверен профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Расул Мусаев. «Важно наладить инфраструктуру ремонтно-технического обслуживания китайских автомобилей, своевременное обеспечение запчастями и комплектующими. В условиях санкций со стороны западных стран перспективы сотрудничества с Китаем вообще и его автопромом в частности достаточно большие, имея в виду немалую емкость внутреннего рынка, покупательную способность населения, а также наличие в России необходимой квалифицированной рабочей силы», — добавляет профессор.
Логистика — решающий фактор в вопросе не только ценообразования, но и поступления новых китайских автомобилей на российский рынок, считает Сергей Удалов. «Дефицит есть на те китайские автомобили, по которым не до конца отлажена логистика. Например, не на все модели Changan и Geely удовлетворен спрос. На них не отлажены регулярные поставки. При этом я думаю, что продолжат расширяться и модельные ряды по китайским маркам», — говорит эксперт.