Клуб 14 брендов. Как новый альянс Stellantis может изменить авторынок

Marco Alpozzi / www.globallookpress.com

Пандемия коронавируса привела к мировому спаду продаж автомобилей, и начались новые процессы по объединению и поглощению компаний. На этот раз о слиянии объявили несколько автопроизводителей из Италии, Франции и США, которые не первый год переживают трудности на мировых рынках. Отсутствие средств на разработку новых платформ и невнятное позиционирование существующих моделей привело Fiat Chrysler на грань краха. Сейчас объявлено, что взять над ним шефство должны французы из PSA Peugeot Citroen, которые уже прибрали к рукам европейские осколки империи General Motors.

   
   

14 брендов и 400 тыс. человек

Впервые о планах по слиянию Fiat Chrysler и PSA Peugeot Citroen было объявлено осенью 2019 года. Началась долгая подготовка к объединению активов. В июле 2020 года было представлено название Stellantis и обнародован официальный логотип альянса. В декабре акционеры каждой компании официально одобрили слияние, а в январе 2021 года прошло торжественное подписание учредительных документов. Штаб-квартира образованного автогиганта расположилась в Нидерландах. Новый альянс стал четвертым по капитализации после Toyota, Volkswagen Group и Renault-Nissan-Mitsubishi.

Представители компаний стараются пока соблюсти равенство в управлении. Каждая сторона будет владеть 50% акций, а главой альянса на ближайшие пять лет назначен глава PSA Карлос Таварес. Председателем правления стал Джон Элкан из концерна FCA. В совете директоров будет по пять человек со стороны FCA и PSA, а также один председатель.

Альянс Stellantis будет состоять из 14 брендов, таких как Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Citroen, Dodge, DS, Fiat, Jeep, Lancia, Maserati, Opel, Peugeot, Ram и Vauxhall. На заводах компаний, разместившихся по всему свету, работает свыше 400 тысяч человек.

Новые разработки

Главной причиной слияния называют намерения сократить расходы на разработку платформ для новых автомобилей. Концерн Fiat Chrysler Automobiles уже давно испытывает трудности с современными платформами. Сначала Chrysler долгое время был под крылом немецкого Daimler и получал оттуда платформы для изготовления своих машин. Построенные на основе Mercedes-Benz модели пользовались популярностью в США, но потребовался новый рывок.

Сотрудничество с Fiat не дало больших выгод американцам. Итальянцы не имели в распоряжении современных платформ и моторов, способных обеспечить прорыв. Начались переговоры с французами.

Концерн PSA выглядит в этом отношении предпочтительнее. В их распоряжении уже есть платформа CMP (Common Modular Platform), которая используется для производства легковых машин и кроссоверов под брендами Peugeot и Citroen. На этой же архитектуре начался выпуск новых моделей бренда Opel, который перешел в PSA от GM.

   
   

У французов есть также турбировнные двигатели, отвечающие всем экологическим стандартам. Кроме того, уже разработана новая модульная платформа eVMP (Electric Vehicle Modular Platform) для выпуска электрокаров и гибридных машин. По словам автоэксперта Дмитрия Гронского, только за счет унификации альянс будет экономить до 5 млрд в год.

Взамен американцы и итальянцы могут предоставить свои рынки сбыта и поделиться финансовыми активами.

«Сейчас трудно сказать, насколько быстро новый альянс усилит свои позиции в России, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Сначала им необходимо оформиться». Возможно, через какое-то время большую загрузку получит завод под Калугой, где идет выпуск нескольких моделей Peugeot и Citroen. Главное, появятся средства на запуск Opel и перезагрузку Fiat и Chrysler, которые до сих пор присутствовали в России в зачаточном состоянии.