Крупные автомобилестроительные компании ощущают дефицит микросхем, из-за чего вынуждены сдерживать рост производства на фоне увеличения спроса на автомобили. По информации Bloomberg, проблемы имеют концерны General Motors, Toyota, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat-Chrysler и другие. Взрывной спрос привел к сокращению доступных моделей в продаже, и потребуется около месяца, чтобы улучшить ситуацию.
Изготовление микросхем запаздывает
С проблемой нехватки компонентов автомобильной электроники столкнулись в первую очередь американские производители. По данным Bloomberg, в декабре один из крупных поставщиков автомобильных микросхем в США получил отказ от тайваньского производителя TSMC на дополнительное изготовление чипов из-за нехватки мощностей.
General Motors и представители Европейского союза обсуждали проблему с правительством Тайваня. О трудностях с поставками комплектующих заявили также Ford и Volkswagen.
Дефицит микросхем ощущают заводы брендов Volkswagen, Skoda, SEAT и Audi, изготавливающие автомобили на платформе MQB. Он заметен и в Китае, а также на заводах в Северной Америке и отчасти в Европе.
Ford Motor Company даже остановила на неделю завод в Кентукки из-за нехватки электроники. Частично затормозилось производство внедорожников Ford Escape и Lincoln Corsair.
По данным информационного агентства Kyodo, на предприятии в американском штате Индиана ограничивает производство Subaru. Также поступает Toyota Motor Company на заводе в Техасе, где изготавливаются пикапы Tundra.
Тормозится рост производства и на японских предприятиях, ориентированных на импорт. Honda Motor Company и Nissan Motor Company сдерживают конвейер в японских префектурах Миэ и Канагава. Если в декабре заводы начали работать в три смены, то сейчас приходится останавливать конвейер на ночь.
Чем вызван дефицит?
Еще в середине декабря 2020 года немецкий производитель объявил о начале сбоев макроэкономических торговых связей. Из-за введенных ограничений на торговлю китайские производители микросхем были вынуждены переориентироваться на изготовление чипов для другой техники, в том числе для телекоммуникационных станций пятого поколения. В итоге они не могут быстро восполнить появившийся спрос на автоэлектронику.
Автопроизводители пытаются переориентироваться на других изготовителей чипов. К примеру, привлекаются голландско-американский концерн NXP Semiconductors и швейцарский STMicroelectronic. Но они не успевают быстро удовлетворить спрос. Ощущаются задержки запчастей от Continental и Bosch.
В современных автомобилях используется около 40 электронных систем, работающих на основе управляющих микросхем. В премиальных моделях таких устройств может быть 150 и больше. Их стоимость составляет примерно 35% от цены машины.
На российском рынке также ощущается дефицит автомобилей. Вся электроника поставляется из-за рубежа. Однако, по словам экономического эксперта, основателя ГК «АвтоСпецЦентр» Владимира Моженкова, причина дефицита кроется не столько в поставках электроники, сколько в возникших в пандемию трудностях с логистикой и в критических ожиданиях в отношении дальнейшего роста спроса. Если спрос на машины будет расти, то производители нарастят производство.
По данным The Wall Street Journal, ситуация с дефицитом микросхем в США продлится до февраля, после чего крупные изготовители электроники смогут восполнить нехватку комплектующих.