На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) генеральный директор «Соллерс» Николай Соболев заявил, что руководство компании всерьез намерено создать собственный бренд для выпуска легковых автомобилей. Из-за чего возникла такая необходимость и кто из зарубежных производителей видится в качестве партнера этого проекта?
Кооперация и зависимость
До сих пор компания «Соллерс Авто» видела перспективы развивала партнерства с иностранными брендами через создание совместных предприятий. Так было с американским Ford или японскими Isuzu и Mazda. Совместными усилиями российский и иностранный партнеры строили новую производственную площадку или адаптировали уже имеющиеся заводы для выпуска транспортных средств под иностранными марками. Однако в последнее время с усложнением международной обстановки такая схема стала уязвимой для санкционного давления, и совместный бизнес начал давать сбои. Сначала Ford ушел из России, оставив только сборку малотоннажных грузовиков и микроавтобусов. С началом событий на Украине в 2022 году застопорился и этот вариант сотрудничества. Американцы и японцы перестали поставлять необходимые для производства машинокомплекты, в результате чего заводы в Елабуге и во Владивостоке встали. Работает только Ульяновский автомобильный завод, который выпускает внедорожники и грузовики еще советской конструкции. В итоге, по словам генерального директора «Соллерс» Николая Соболева, пришлось изменить стратегию бизнеса. Решено запустить собственный автомобильный бренд, который будет выпускать легковые автомобили с высокой степенью локализации.
Другими словами, компания «Соллерс Авто» намерена развивать новую стратегию, основанную «на разумном балансе интегрированности в глобальную автомобильную промышленность» и параллельно реализовывать собственную технологическую независимости, в особенности по критически важным технологиям.
Кто выручит «Соллерс»?
Правда, до тех пор, пока не будет разработана собственная платформа для легковых автомобилей, запуск производства под новым брендом потребует иностранной технологической поддержки. Сначала в качестве партнера рассматривался китайский концерн Chery, однако после попадания под санкции Ульяновского автозавода стремление наладить совместный выпуск машин у китайской стороны угасло. Chery может задуматься над выпуском своих моделей на какой-то другой площадке, в том числе и ранее принадлежащей западным производителям. Осторожность китайцев понятна, потому как основная их деятельность нацелена на внутренний рынок, который имеет колоссальный потенциал для роста. А обеспечить рост производства могут лишь западные технологии, доступ к которым Chery получает через партнерство с Chrysler и Fiat. По данным «Ведомостей» Chery рассматривает вариант локализации производства в России без участия «Соллерса».
Правда в России появились другие производители, которые тоже заявили о возможности выпуска своих машин под любым возрожденным брендом. Как заявлял ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров, есть намерение вслед за «Москвичом» возродить бренды «Волга» и «Победа». Об этом также заявляли представители иранского автоконцерна Iran Khodro. Они готовы принять участие в производственных проектах с российскими производителями.
Подробности о новом бренде компании «Соллерс» пока не разглашаются. Генеральный директор «Соллерс» Николай Соболев только пообещал, что раскроет подробности проекта немного позже. Известно лишь, что для реализации производственных планов будут отведены заводы в Елабуге и во Владивостоке, которые сейчас простаивают. Однако от планов по возобновлению выпуска Mazda и Isuzu компания тоже не отказалась.