С начала октября Минпромторг изменил правила параллельного импорта. Теперь в Россию запрещен ввоз китайских автомобилей, которые можно купить официально в дилерских сетях. Что это значит для российского потребителя и как это скажется на ценах — эксперты объяснили aif.ru.
Неадекватный рост
До 2023 года только серые дилеры ввозили в Россию премиальные китайские автомобили (например, Geely, Hongqi и Voyah). Естественно, их стоимость была дешевле, чем в автосалонах. Но теперь этой лазейки не будет.
Есть ли сговор?
Раньше такую ситуацию сложно было представить, говорит аналитик Калугин. «Каждый мог выбирать исходя из своих предпочтений: новые немецкие, корейские или японские марки. Сегодня остался выбор только между китайскими марками. И эти марки между собой неформально связаны, на уровне понимания ситуации. Это, конечно, не картельный сговор, но думают наверняка одинаково. По сравнению с домашним рынком Китая, российский рынок для них маленький, смысла снижать цены нет. Все равно некуда идти. Плюс девальвация, плюс утилизационный сбор — соответственно, цены будут только расти, и рост будет неадекватным. Повышение цен — это выигрышная для них стратегия, снижение — проигрышная», — объясняет аналитик.
С другой стороны, невозможно однозначно говорить обо всех китайских машинах одновременно. По мнению аналитика Муртазина, некоторое снижение все-таки возможно. «Конкуренция, так или иначе, провоцирует борьбу за потребителя, поэтому, возможно, какие-то марки и будут снижать цены, и это будет плюсом для российского рынка. Капитализм, свободный рынок — всё будет работать именно так», — уверен эксперт.
Надежда умирает последней
Так или иначе, 2024 год покажет, как будут обстоять дела на самом деле. По мнению экономиста Чиркова, не исключено и снижение цен на китайские автомобили за счет эффекта масштаба. «Я думаю, что стабилизацию и снижение цен на новые автомобили в России можно будет увидеть уже в 2024 году, когда рынок стабилизируется и будет возможно возвращение некоторых компаний, которые ушли с российского рынка в 2022 году», — прогнозирует экономист.
Кроме того, отмена параллельного импорта не так уж и плоха, считает Чирков. «Это мощный стимул для китайцев по развитию дилерских сетей, сетей сервисов по обслуживанию собственных автомобилей, предоставлению банковских услуг для увеличения продаж автомобилей своих брендов», — говорит экономист.