«Каждая машина уникальна». Можно ли купить автомобиль президента?

Кортеж президента РФ Владимира Путина на территории Московского Кремля, 2012 г. © / Сергей Гунеев / РИА Новости

На днях Владимиру Путину продемонстрировали первый отечественный электромобиль на солнечных батареях. Необычную машину главе государства показали во время посещения Санкт-Петербургского политехнического университета. Путин изъявил желание лично опробовать в деле это чудо техники. Впрочем, в президентском гараже подобные машины в обозримом будущем едва ли появятся.

   
   

Скорее уж там окажется новый отечественный лимузин из проекта «Кортеж». Ожидалось даже, что первый раз президент проедет на этом автомобиле в день инаугурации 7 мая, однако позже в Кремле эту информацию не подтвердили. И скорее всего, на свою четвертую по счету инаугурацию Путин вновь приедет на бронированном лимузине марки Mercedes.

Между тем, в апреле этого года была опубликована любопытная новость о том, что в интернет-продаже появился «Mercedes-Benz Pullman W220 S600 президента России Владимира Путина». Соответствующее объявление было размещено на специализированном сайте. «Автомобиль специального назначения использовался в кремлевском гараже в годы правления президента РФ Владимира Владимировича Путина. На этом автомобиле он выезжал на официальные и неофициальные встречи», — было сказано в объявлении. В дополнительных данных указано, что автомобиль 2003 года выпуска был произведен по спецзаказу на заводе. В настоящее время автомобиль находится в частной коллекции. О том, каким образом президентский лимузин перешел в частные руки, ничего сказано не было.

Лимузин, согласно опубликованным данным, оснащен бензиновым двигателем объемом 5,8 литра мощностью 367 лошадиных сил в сочетании с автоматической коробкой передач. Привод — задний. Пробег машины — 88 тысяч км. Кроме того, автомобиль оснащен «полной бронекапсулой». Удовольствие кататься на президентском автомобиле продавец оценил в 8,5 миллионов рублей.

Впрочем, в Центре по связям с прессой и общественностью (ЦСПО) ФСО России заявили, что никто из российских лидеров машиной, выставленной на продажу, не пользовался. «Данная машина некоторое время находилась в распоряжении транспортного управления ФСО, где эпизодически использовалась при проведении различных мероприятий. По окончанию срока службы она была снята с баланса транспортного управления и реализована в установленном законом порядке», — пояснили в ЦСПО. Скорее всего, рассказ о том, как президент ездил на этом авто на всевозможные встречи, был не более чем рекламной уловкой.

   
   

«Каждая такая машина уникальна»

Объявления о продаже автомобилей из кремлевского гаража появляются на различных автомобильных сайтах достаточно часто. Так, в сентябре прошлого года в продаже за 54 млн рублей появился «ЗИЛ-117», на котором якобы ездил Леонид Брежнев. До этого на торги со стартовой ценой 33,8 млн рублей попал бронированный Mercedes-Benz S600 Pullman-Limousine Guard, который, как утверждалось, много лет возил Бориса Ельцина. Ранее, другой «лимузин Ельцина» был продан за 20 млн рублей на одном из автосалонов Санкт-Петербурга.

Как рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто, прецедентов, чтобы продавался именно президентский автомобиль, в постсоветское время не было ни разу.

«Даже те авто, которые периодически всплывают в коллекциях, как автомобили, на которых ездили генсеки, как правило оказываются просто машинами из той же серии. Нет ни одного автомобиля в частных руках, о котором точно известно, что он принадлежал первому лицу государства», — рассказал АиФ.ru Моржаретто.

Эксперт пояснил, что схема сбыта отслуживших свое машин не изменилась с советских времен. Как правило, автомобили президентского кортежа продаются на аукционе. Продажей занимается хозяйственное управление администрации президента. Вопрос о продаже встает, когда машины достигают определенного уровня износа. «Для каждого типа автомобиля срок свой. Он зависит от того, насколько часто машиной пользуются, какой у нее пробег и т.п. Как правило, автомобили, которые использует отдел логистики или ФСО, списывают после пяти, максимум семи лет службы», — говорит Моржаретто.

А вот автомобили, на которых передвигаются первые лица, могут служить несколько десятков лет. Представительские автомобили для первых лиц, как правило, делаются под заказ. Каждая такая машина уникальна. «Они очень дорогие, могут стоить несколько миллионов долларов. На них ставится специальное бронирование, они насыщены всевозможной техникой, идет дублирование большинства систем. Такие машины служат больше 10 лет», — отмечает эксперт.

При продаже со всех автомобилей их президентского гаража снимается дорогостоящее оборудование и бронирование. Только после этого машина может быть выставлена на торги.

Когда уже пересадка на «Кортеж»?

Сообщение о продаже автомобиля из президентского кортежа появилось именно в тот момент, когда в строй готовится вступить новая машина для президента. В середине апреля об успешном прохождении краш-тестов флагманской моделью автомобиля из правительственного проекта «Кортеж» сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров.

По его словам, специалисты смогут ознакомиться с моделью на Московском международном автомобильном салоне, который пройдет этой осенью. Сейчас, по словам министра, продолжаются работы по настройке систем пассивной безопасности. «Машины для обеспечения опытной эксплуатации планируется поставить до конца апреля. Всё выполняется в срок», — подчеркнул министр.

Напомним, проект отечественных правительственных автомобилей «Кортеж» был запущен в 2012 году. Специально для него начали разработку президентского автомобиля и линейки машин представительского класса для чиновников: седана, минивэна и внедорожника, причем последние должны быть доступны для рядовых покупателей. Ожидается, что они будут несколько дешевле зарубежных аналогов.