Обильные снегопады превращаются в большую проблему для автомобилистов, которые держат машины во дворах. На кочках ведущие колеса скользят, некоторые машины с трудом выезжают даже с парковочного места, другие застревают в накатанных колеях и безуспешно пытаются буксовать.
Есть риск задрать мотор или сжечь сцепление. Иногда можно увидеть, как кроссовер какой-нибудь именитой марки бесполезно повисает между обледенелых желобов колеи и беспомощно вращает передними колесами. Полный привод был бы здесь спасением, однако кроссовер вооружен только передними ведущими колесами.
Отсутствие полного привода на льду имеет критическое значение. Ездит такая машина по голому льду иногда даже хуже, чем малолитражка со слабым двигателем.
Дело в том, что вес кроссовера и его центр масс расположены не так, как в седанах или хэтчбеках. В маленьких переднеприводных машинах классов B и C двигатель и коробка передач смещены вперед и висят перед ведущей осью. То есть все тяжелые элементы машины размещены фактически в переднем свесе и максимально загружают передние ведущие колеса. До 65% веса автомобиля сконцентрировано в передней части кузова, что и определяет специфическую управляемость переднеприводных машин. Хорошо загруженные колеса вдавливаются в лед и обладают гораздо лучшей цепкостью, чем у заднеприводных автомобилей премиального сегмента.
Равномерное распределение веса
У больших кроссоверов ситуация иная. Чем больше автомобиль, тем тяжелее у него кузов, из-за чего большая часть веса смещается назад в базу, и сцепление колес снижается. До 55% веса в этом случае смещается к центру машины, и кузов превращается в якорь, который не позволяет колесам тянуть машину вперед. В этот момент, если передние колеса оказываются в ледяных желобах или в больших ямах на плохо очищенных паркингах и дорогах, то велик риск забуксовать.
Некоторые премиальные кроссоверы с поперечным расположением двигателя имеют почти идеальную развесовку, при которой на переднюю и заднюю ось приходится по 50% веса машины. На сухом асфальте такая развесовка — великое благо. Она улучшает управляемость, делает машину маневреннее и стабильнее на высоких скоростях. Однако на скользком льду на парковках и даже при резких ускорениях на трассах такой длиннобазный кроссовер начинает беспомощно вращать передними колесами. Хуже всего на льду ведут себя длиннобазные паркетники, такие как Skoda Kodiaq, Nissan X-Trail и другие.
Поэтому переднеприводным может быть кроссовер только компактных размеров классов SUV B и SUV C, у которого длина базы не более 2650 мм. Большие и длинные кроссоверы с тремя рядами сидений лучше покупать с полноприводной трансмиссией.
Как победить буксование?
Существует несколько приемов, позволяющих улучшить проходимость переднеприводной машины, в том числе и большого кроссовера. Колеса начинают буксовать в том случае, если появляется неравномерный зацеп. Тогда активируется дифференциал и вся тяга передается на колесо с меньшей загрузкой.
Чтобы колеса не буксовали, необходимо загрузить это свободное колесо. Делается это с помощью преднамеренного притормаживания. Если водитель чувствует, что машина начала вязнуть, то можно немного притопить педаль тормоза и заставить свободное колесо испытать сопротивление. Тогда момент перекинется на второе колесо. При этом важно одновременно давить на газ и слегка на тормоз. Мотор тогда не заглохнет и сможет обеспечивать колеса необходимой тягой, позволяющей преодолеть сопротивление тормозных колодок.
На принципе загрузки буксующего колеса тормозными колодками действует и противобуксовочная электроника, имитирующая блокировку дифференциала.