Полноприводная трансмиссия считается атрибутом внедорожников или кроссоверов. Однако некоторые модели легковых машин также оснащаются приводом на все четыре колеса. Как правило, им вооружены премиальные седаны большой мощности, производящиеся в Европе или в Америке. Среди японского импорта тоже встречаются полноприодные легковушки, однако почти все они оказываются спортивными и имеют спецподготовку для гоночных трасс. Это Mitsubishi Lancer Evolution или Subaru Impreza WRX. В хозяйстве они почти бесполезны, чего не скажешь о немецких и шведских легковых машинах, для которых полный привод предлагается как опция. Чем они хороши?
Поездки зимой
В первую очередь полноприводная трансмиссия очень полезна для универсалов повышенной проходимости. Эти легковые автомобили были придуманы в Швеции, а затем стали производиться и в Германии. Предназначены они в первую очередь для скользких заснеженных дорог. А универсальный кузов помогает брать большое количество груза в багажник. Volvo XC70 стал легендарным автомобилем. Длинный кузов обладает большой базой свыше 2700 мм, из-за чего достигается высокая устойчивость машины на прямиках.
Другими словами, чем длиннее машина, тем она устойчивее на льду и на снегу. А легковой кузов обеспечивает низкий центр тяжести, из-за чего улучшаются маневренность и управляемость.
Полный привод позволяет автомобилю не забуксовать на сложных обледенелых участках. Кроме того, электронные системы трансмиссии, управляющие муфтой, помогают так распределять тягу между осями, чтобы держать машину всегда ровно, не давая ей сползать в поворотах к обочине или к противоположному краю трассы.
Конечно, на бездорожье универсалам повышенной проходимости делать нечего, но вот во время снегопадов лучшего транспорта пожелать трудно. Полноприводная машина хорошо разгоняется и за счет тяги на задних колесах способна подруливать кормой. При добавлении тяги начинает проявляться избыточная поворачиваемость, которая способствует компенсации сноса. Помимо Volvo XC70, хорошо себя зарекомендовали универсалы Audi A6 allroad quattro с постоянным полным приводом.
Длинный кузов
Еще один тип автомобилей, которому полный привод необходим как воздух, — это премиальные полноразмерные седаны. В середине 70-х годов прошлого века автопроизводители стали переходить на передний привод. Он считался более прогрессивным по сравнению с классическими схемами компоновки. Однако передний привод предполагал и существенное изменение конструкции машин. Необходимо было загрузить ведущие колеса, чтобы они не проскальзывали и могли обеспечить хорошее сцепление с дорогой. Для этого двигатель и коробку передач стали размещать впереди ведущей оси. Для сохранения компактности конструкции мотор и трансмиссию развернули поперек хода машины. Таким образом, в моторном отсеке концентрировалось до 60% веса автомобиля, благодаря чему колеса хорошо придавливались к земле и могли обеспечить должное ускорение.
Однако все это хорошо работало на компактных машинах. На длинных премиальных автомобилях с мощным мотором передний привод подбрасывал много трудностей. Длинный кузов нарушает распределение масс внутри корпуса. Чем длиннее оказывалась машина, тем больше веса «волочилось» за ведущими колесами сзади.
Этот процесс можно представить, если посмотреть, как железнодорожный локомотив тянет множество груженых вагонов. Они тормозят поезд. Поэтому при подъеме в горку маневровые тепловозы идут сзади и толкают вагоны. Так же и на длинных автомобилях ведущие колеса лучше всего располагать сзади, так как ведущая ось у них лучше загружена и, значит, сильнее цепляется за асфальт. Чем больше весит кузов, тем сильнее он давит на заднюю ведущую ось.
Другое дело — переднеприводная мащина. Чем она длиннее и тяжелее, тем меньше толка от передних ведущих колес. Они буксуют, проворачиваются, срываются в снос на скользких поворотах.
Чтобы наделить длинный автомобиль характером переднеприводной машины и обеспечить хорошую загрузку ведущей оси, премиальные модели стали оснащать полным приводом.
Впервые на легковых машинах полный привод стала использовать компания Audi. Это был знаменитый постоянный полный привод с самоблокирующимся дифференциалом типа Torsen, способный распределять тягу между двумя осями. С такой трансмиссией автомобили Audi проявляли чудеса управляемости, в том числе и на скользком покрытии. Стало возможным фигурное управление, в том числе езда боком по кругу, а также слалом с динамическим забросом кормы и прочие упражнения, помогающие справляться с трудными ситуациями на дорогах.
Кроме того, длинный автомобиль с большим премиальным кузовом уже почти никогда не буксовал, так как все его колеса толкали машину вперед.
В целом сейчас премиальный автомобиль должен иметь или задний привод, или полный. Переднеприводная трансмиссия ставится в основном на небольшие модели классов A, B, C и D.
Разгон и управляемость
Раллийным машинам полный привод необходим для хорошей управляемости. Впервые он появился на Audi Quattro, участвовавшей в раллийных гонках в Монте-Карло в 1980 году. Полноприводная трансмиссия тогда позволила заметно улучшить динамику болида.
Дело в том, что задний или передний привод не позволяют быстро разгонять машину на зыбких покрытиях и на гравийке. Передний привод вообще имеет ограничения по мощности. Его колеса буксуют, и энергия тратится на износ резины. Считается, что предел мощности для переднеприводных машин — это 250 л. с.
Поэтому полный привод в раллийных машинах необходим для наращивания динамики разгона на коротких промежутках.
Сейчас неплохих успехов в конструировании спортивных полноприводных машин достигли японцы из Subaru и Mitsubishi, которые предлагают всем желающим фактически готовые спортивные болиды Subaru Impreza WRC или Lancer Evolution. Достаточно установить на них каркас безопасности, и можно отправляться на соревнования.
В этих машинах легковой кузов позволяет снизить центр тяжести, а полный привод с электронным управлением управляет колесами таким образом, чтобы они обеспечивали максимальное сцепление с дорогой на разных покрытиях и, следовательно, быстро разгоняли машину.