Как поведет себя автомобиль, если одну шину поставить наоборот?

Категория:  Обслуживание Авто
Ответ редакции

Производители колес создают шины специально для зимы с особым направленным протектором, который влияет на управляемость машины. Сотрудники мастерских шиномонтажа при сезонной смене колес должны соблюдать направление их движения. Однако неквалифицированные работники иногда делают ошибки и могут поставить покрышки вразнобой. Несколько едет правильно, а другие работают против хода. Насколько это повлияет на управляемость и на безопасность движения? 

   
   

Несколько типов шин

Самый распространенный вариант протектора — это симметричный ненаправленный. Он применим для всех размерностей колес. Такие покрышки встречаются для грузовиков, тракторов и прочих транспортных средств. Они, как правило, имеют высокий протектор и множество водоотводных канавок.

Симметричные ненаправленные шины хорошо цепляются за асфальт и великолепно ездят по бездорожью. Их конек это высокая стабильность сцепных свойств.

Между тем, к недостаткам несимметричного ненаправленного рисунка относят плохую стабильность на прямых дорогах и относительно слабую управляемость.

Другой тип проектора симметричный направленный. Чаще всего такие шины имеют протектор в виде «елочки». Их часто называют «дождевыми» за хорошую способность отводить воду на высоких скоростях. Канавки нарезаны от центра шины и распадаются к ее краям. Во время торможения края «елочки» раскрываются и стабилизируют транспортное средство.

Устанавливать такие колеса нужно только по направлению движения, указанному на них стрелочкой с надписью Rotation.

Среди недостатков рисунка называют его шумность на сухом асфальте и чувствительность к колее и недостаткам дороги.

   
   

Третий тип несиметричный ненаправленный протектор. Шины с таким рисунком обычно имеют широкие канавки сбоку колеса. Их может быть три или две, а линии протектора отходят от канавки и ветвятся, словно куски разбитого триплекса.

Канавка нужна для стабилизации колеса на прямой, а рисунок протектора помимо водоотвода еще создает дополнительное боковое усилие. Колесо стабилизируется не вокруг своего центра масс, а наоборот давит вбок. Тем самым машина стабилизируется вокруг своего центра масс и лучше справляется с плохой дорогой. Поэтому наружная часть колеса выполнена из более жесткой резины, а внешний протектор более массивен, чтобы сопротивляться нагрузкам при маневрировании. 

Несимметричные ненаправленные покрышки обладают хорошей управляемостью. Как правило, их устанавливают на современные автомобили с высокой максимальной скоростью. Протектор у них невысокий, а количество нарезок минимально, чем достигается большая площадь пятна контакта.

Из недостатков такой шины называют ее плохую способность к езде по бездорожью. Кроме того, важно соблюдать сторону установки колеса. На боковинах шины есть маркировка Outside и Inside, определяющая сторону относительно центра дороги. Outside это правая шина, а Inside — левая.

На боковинах каждого колеса есть также метки в виде частых наклоненных насечек или изображения стрелок, указывающих предписанное производителем направление вращения. По ним и ориентируют колеса при монтаже. Однако при работе на станке направленность легко перепутать, чем иногда и грешат начинающие работники мастерских. Чем же может обернуться для автомобиля такая невнимательность? 

Износ и биение

Обычно протектор с направленным рисунком имеют зимние шины и модели, заявленные производителем как дождевые. Если такую шину заставить крутиться в противоположном направлении, протектор будет не отводить воду и снежную кашу из-под себя, а наоборот, станет накапливать их. Колесо начнет всплывать на слое воды или жидкого снега на гораздо меньшей скорости, чем рассчитано инженерами.

У фрикционных зимних шин ламели спроектированы таким образом, что во время движения в правильном направлении они раскрываются, повышая свою эффективность. В обратном направлении такая нарезка протектора работать не будет, и значительно ухудшатся свойства шины.

Особенно опасно, если против хода будет стоять одно колесо на оси тогда автомобиль будет дополнительно разворачивать из-за разного сопротивления качению или из-за разного вектора тяги колес левого и правого борта. Водителю придется постоянно подруливать и держать руль немного под углом. Если протектор перевернут, то появляется расхлябанность, автомобиль теряет стабильность, начинает «плавать» по полосе.

Сначала разница почти не заметна. Автомобиль на небольших скоростях почти не создает неудобств, но затем через одну тысячу километров возникает неравномерный износ протектора. Стачивается внешняя сторона колеса. Причем, когда износ вырастет, то появится биение, которое со временем будет только нарастать. В итоге, износ приобретет вид волны, опускающейся на половине колеса к основанию протектора.

В итоге через 5-6 тысяч километров пробега передние колеса будут полностью испорчены. 

Тем самым при установке покрышек необходимо проверять мастеров шиномонтажа и следить за правильной установкой колес.